Posted 10 октября 2006,, 05:14

Published 10 октября 2006,, 05:14

Modified 8 марта, 08:52

Updated 8 марта, 08:52

Изгой ворвался в ядерный клуб. История вопроса

10 октября 2006, 05:14
Изгой ворвался в ядерный клуб. История вопроса

Накануне Совет безопасности ООН резко осудил ядерное испытание, проведенное Северной Кореей, а также призвал Пхеньян вернуться за стол за стол шестисторонних переговоров. Эти переговоры, посвященные северокорейской ядерной программе, в которых кроме КНДР принимают участие Россия, Китай, США, Южная Корея, Япония, были прерваны осенью прошлого года.

Девятого октября Совет безопасности должен был собраться на уровне экспертов, чтобы обсудить проект резолюции, предложенный США. Предлагаемые Вашингтоном шаги идут намного дальше тех мер, которые СБ принял в июле 2006 года в ответ на проведенные Пхеньяном ракетные пуски.

Напомним, накануне северокорейские власти объявили об успешном проведении контролируемого подземного ядерного взрыва. Официальное телеграфное агентство КНДР заявляет, что сегодняшнее ядерное испытание проведено на основе «стопроцентной местной технологии и мудрости». Агентство называет подземный ядерный взрыв «историческим событием, которое послужит защите мира и стабильности на Корейском полуострове и во всем регионе». «Наше исследовательское подразделение безопасно и успешно произвело подземное ядерное испытание 9 октября», — сообщается в пресс-релизе Центрального телеграфного агентства Кореи (ЦТАК).

Согласно информации военного ведомства Южной Кореи, взрыв огромной мощности, вызвавший землетрясение силой 3,58 балла, был осуществлен утром 9 октября на полигоне Хвадэри в районе Кильджу в провинции Хамген-Пукто, расположенной на северо-востоке страны. Официальные представители Великобритании и США пока не подтверждают данную информацию.

Началась эта история в 1985 году, когда власти Северной Кореи поставили свою подпись под ДНЯО. В апреле 1992 года в КНДР вступил в строй ядерный ускоритель, полученный по линии техпомощи МАГАТЭ и собранный при техническом содействии специалистов из бывшего СССР. А когда через год Пхеньян объявил о выходе из ДНЯО, в мире начали поговаривать о разработке Страной утренней свежести собственной ядерной программы. Однако еще через год американская и северокорейская стороны подписали так называемый рамочный договор, согласно которому КНДР обязалась заморозить и в конечном итоге полностью демонтировать свою ядерную программу, а взамен получить продовольственную помощь, гарантии безопасности, а также две АЭС, которые построят специалисты из США. Контракт на строительство в конечном итоге был подписан, и отношение к Северной Корее стало меняться в лучшую сторону. Более того, обе Кореи даже провели ряд встреч на неофициальном уровне, что позволило мировому сообществу затаить надежду на неизбежное сближение двух стран. Однако в начале 2004 года создатель пакистанской атомной бомбы Абдул Кадыр Хан признался, что передавал ядерные технологии Ирану, Ливии и Северной Корее. После этого о каком-либо сближении по линии Вашингтон – Пхеньян говорить перестали. Впоследствии КНДР неоднократно угрожала своей ядерной программой, а потом всякий раз обещала отказаться от нее взамен на экономическую помощь. В последние годы система сломалась. США потребовали от КНДР окончательного отказа от намерений создать ядерное оружие. Длившиеся два года шестисторонние переговоры о прекращении северокорейской ядерной программы ни к чему не привели. «Понятно, что американцам не нравится режим Ким Чен Ира, однако это вовсе не означает, что к переговорам с Пхеньяном нужно относиться так небрежно», — говорит Александр Воронцов. «КНДР многократно призывали США именно к равноправному общению. Однако американская сторона уверена, что любые переговоры будут являться поощрением «плохого поведения корейцев», — считает собеседник «Новых Известий».

Теперь же и Вашингтону, и Лондону, и некоторым другим столицам остается лишь говорить о «преднамеренной провокации и призывать мировое сообщество «немедленно отреагировать». А японский премьер Синдзо Абэ и вовсе назвал решение об испытании ядерной бомбы «непростительным». Хотя и подчеркнул при этом: новость из Пхеньяна требует тщательного анализа, и только потом можно будет думать о каких-либо ответных мерах. В свою очередь глава МИД Японии Таро Асо напомнил о возможности использования Совбезом ООН 7-й статьи Устава организации, разрешающей введение международных экономических санкций по отношению к КНДР. На Совбез ООН надеются и в Южной Корее, чьи военнослужащие уже приведены в состояние повышенной готовности. Более того, Сеул намерен лишить северного соседа продовольственных поставок, о чем уже заявили представители министерства по делам объединения Республики Корея. Не остался в стороне и Китай. В заявлении китайского МИД от Серной Кореи требуют «безусловного соблюдения режимов нераспространения, прекращения любых действий, способных привести к ухудшению ситуации, и незамедлительного возвращения в процесс переговоров». Свою озабоченность высказали и экологи. По их мнению, последствия подземного ядерного взрыва могут быть
катастрофическими, хотя пока ни одна из сейсмостанций никаких подземных толчков и повышения радиационного фона на Дальнем Востоке не зафиксировала. «Вообще совершенно необъяснимы существующие в мире двойные стандарты», — посетовал Александр Воронцов. — Почему, когда ядерные испытания проходят в Индии или Пакистане, никто не говорит о санкциях ООН или угрозе экологии. Никто не вспоминал об окружающей среде и когда ядерные взрывы гремели в «цивилизованных странах». Более того, адекватные политики должны понимать, что экономические санкции ни к чему хорошему не приведут. «Режим Ким Чен Ира достаточно прочен, и его не сломает отмена продовольственных поставок. Даже если в стране начнется голод и наступит гуманитарная катастрофа», — уверен эксперт.

"