Posted 9 октября 2006,, 20:00

Published 9 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 08:52

Updated 8 марта, 08:52

Референдум за партой

9 октября 2006, 20:00
Вчера в Астраханской области были подведены итоги самого масштабного в России референдума среди учеников. На повестке дня оказались два вопроса: стоит ли вводить школьную форму и нужна ли специальная детская передача на областном телевидении. Большинство голосов было против формы, но за передачу. Астраханский опыт уже

В прошлое воскресенье во всех школах Астраханской области прошли необычные выборы. В голосовании участвовали только дети. По предварительным данным 50,6% школьников проголосовали против введения формы, а 73% признали необходимость организации детской передачи на местном телеканале. Так что в ближайшее время она скорее всего появится на ТВ. Ведь губернатор области Александр Жилкин гарантирует полное исполнение решения детского референдума.

«Идея референдума принадлежит Астраханской общественной организации детских и молодежных общественных объединений. Ее члены направили губернатору обращение с просьбой провести выборы, – рассказала «Новым Известиям» ведущий специалист областного Министерства образования и науки Мария Болтова. – Я сама наблюдала за тем, как референдум проходил в астраханской школе № 14. Длилось голосование с 9 утра до 3 часов дня. Все было, как у взрослых. Тем более что в этот день проходили обычные выборы в городскую Думу. Для детей этот день стал настоящим праздником, им очень понравилось голосовать так же, как это делают взрослые. Они шли в школу, как на 1 сентября. В голосовании приняли участие 75% школьников области. Голосовали анонимно, поэтому сложно сказать, какие возрастные группы доминировали. Но участвовали все классы без исключения, даже самые младшие».

Психологи считают, что сама идея референдума для школьников интересна и полезна. Она помогает им развивать такие качества, как самостоятельность и ответственность. Однако ученикам младших классов в выборах лучше не участвовать. «Дело в том, что личностное самоопределение человека происходит в подростковом возрасте, – сообщила «НИ» психолог Яна Дубейковская. – Раньше дети начинали взрослеть примерно к 12 годам. Сейчас из-за насыщенной информационной среды этот возраст снизился до 11 лет. В любом случае ученики младших классов еще не могут отвечать за последствия своих поступков. Поэтому и в голосовании им еще рано участвовать».

Московские школы в частном порядке тоже пробовали проводить аналогичные референдумы. Например, похожий опыт имеет Центр образования № 548 «Царицыно». «Я целиком поддерживаю идею референдума, – сообщил «НИ» директор центра Ефим Рачевский. – У нас в школе такое голосование уже проходило. По его результатам ученики с 1 по 8 класс ходят в форме, а с 9 по 11 – в свободной одежде».

По-разному одеваются дети и в московской школе № 1253, но по другим причинам. По результатам анкетного опроса большинство детей выступили за форму, но подобрать интересные модели удалось только ученикам с 1-го по 5-й классы. Остальным пока не могут выбрать устраивающий всех фасон. «Я считаю, что проводить референдумы с таким размахом, как в Астрахани, не стоит, – рассказала «НИ» директор Нина Кудрявцева. – Чтобы составить объективную картину о необходимости того или иного нововведения в школе, нужно учитывать мнение не только детей. Референдум имеет смысл, если в нем участвуют также родители и учителя».

В целом же опыт Астраханской области был признан удачным. И учителя, и ученики с энтузиазмом восприняли идею школьного самоуправления. Так что уже в ближайшем будущем детские референдумы станут в России обычным явлением.

"