Posted 9 октября 2003,, 20:00

Published 9 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Курс боевого юнца

Курс боевого юнца

9 октября 2003, 20:00
Сегодня депутаты Государственной думы рассмотрят в первом чтении законопроект, в основе которого очередная попытка восстановить былой обязательный статус школьных «Основ военного дела».

Борьба вокруг пресловутых «основ» продолжается лет пять, о них время от времени вспоминают, причем моменты обострения приходятся, как нарочно, на призывные дни. 10 лет назад закон РФ об образовании изъял «патриотичный предмет» из программы. Но военное искусство не покинуло школьный плацдарм. Документ лишь вывел азы армейской службы за пределы обязательного круга знаний. Принудиловка в такой деликатной сфере, как военизированная любовь к Отчизне, может произвести как раз обратный эффект – внушить страх перед кирзовыми сапогами и казармой.

Рытье окопов, сборка и разборка АКМов и прочие учебно-тренировочные процедуры обрели в школах ранг факультатива. Назначают детям этот сильнодействующий «курс» лишь с согласия самих учеников и их родителей.

Так положено по школьному закону. Этот слишком мягкий, по мнению генералов, пункт закона и вызвал к жизни своеобразное правовое алаверды – закон «О воинской обязанности и военной службе», настоятельно предписывающий маршировку на плацу и стрельбу из списанных автоматов всей школьной России.

«Растащить» два наехавших друг на друга документа призван думский законопроект. Он состоит из двух поправок. Первая – установить проведение военных сборов для юношей не в 11-м, как сейчас, а в 10-м классе. Спрашивается, зачем? А для того, чтобы лишить шансов особо изобретательных выпускников избежать полевых учений, ссылаясь на подготовку к выпускным экзаменам.

Вторая поправка парламентариев упраздняет нынешнюю добровольность и факультативность НВП, которые, как полагают думские «оборонщики», прямо противоречат закону о воинской обязанности, а посему должны быть приведены в соответствие с этим «более свежим и актуальным для России документом».

По словам авторов проекта генерал-майора Николая Безбородова, генерала армии Андрея Николаева и полковника Евгения Зеленова, последний призыв в вооруженные силы окончательно убедил их, что ситуацию надо круто менять. «Вопрос о присоединении НВП к числу обязательных дисциплин скорее технический», – заявила «НИ» консультант комитета по обороне Татьяна Андреева.

«Техническая поправка» приведет к тому, что все юноши будут носить короткие прически, ходить строем и т.п.

Но чему это поможет? От чего спасет? Тысячу раз вроде бы сказано: необразованный, униженный, голодный человек с ружьем – потенциальный преступник, а никакой не защитник, даже себе самому. Про дедовщину и воровство в рядах ВС написаны горы книг и статей. Методика лечения этих болезней тоже вроде бы сомнению не подвергается – контрактный призыв. И тем не менее вместо того, чтобы наладить грамотную рекламу своего нелегкого ремесла, генералы снова желают взять молодежь нахрапом. А недовольных, вроде Алексея Венедиктова («Эхо Москвы»), обвиняют чуть ли не в государственной измене...

По мнению генерал-полковника, депутата Эдуарда Воробьева, введение обязательной НВП «может быть истолковано и как нарушение российской Конституции, которая предоставляет право отказаться от армейской лямки в связи с убеждениями или вероисповеданием». Гражданин России, уже учась в школе, может заявить об этом, считает Эдуард Аркадьевич. «Никто не вправе заставлять его доказывать истинность своих убеждений или религиозных предпочтений».

Кто спорит: уволенные в запас офицеры могут стать прекрасными, даже любимыми учителями. Но, во-первых, не для всех, а во-вторых, не только же читая «курс молодого бойца». Другое дело, если дети сами прибегут в кабинеты военподготовки, а мамы с папами одобрят их выбор.

Впрочем, иллюзий по этому поводу мы не питаем: скорее всего, число ребят, желающих пройти альтернативную службу или же вовсе «откосить», увеличится многократно.





Вам нужна военная подготовка?

Михаил МИТИН,
учитель физического воспитания Университета делового администрирования (Москва):

– Прежде всего хочется понять: против кого воюем? Кто на нас нападает? В советские годы у матросов не было вопросов, зачем им строиться, бегать, метить в цель – империалисты не давали шанса расслабиться. Ну а сейчас-то в кого целимся? Да и вообще преподавание «Основ военной службы» в ранге обязательного курса на территории общегражданского учреждения не только сомнительно и идет вразрез с международной практикой, но и противозаконно. Вместо того чтобы отправиться с детьми в любимый байдарочный поход, я что – должен рыть окопы и преодолевать полосу препятствий?..

"