Posted 9 октября 2003,, 20:00

Published 9 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Какие автомобили мы предпочитаем

9 октября 2003, 20:00
По данным агентства рыночных исследований и консалтинга «Маркет», на долю иномарок в России сегодня приходится не более 16% от всего легкового автопарка.

В Москве зарубежных машин, естественно, больше, чем в других регионах: 24%. Из отечественных марок чаще других выбирают продукцию «АвтоВАЗа», модели которого – от «классики» до «десятого» семейства – составляют 55% от общего количества машин. Причем, несмотря на растущие объемы выпуска переднеприводных «Самар» и «десяток», преобладают заднеприводные «Жигули». «Классика» продолжает пользоваться неизменной популярностью благодаря своей невысокой цене. На втором месте – «Москвичи» (14%), хотя одноименный завод уже больше года ничего не выпускает и в настоящее время находится в стадии банкротства. Третью строчку занимают «Волги» (8%). Кстати, продукция Горьковского автомобильного завода свежее «москвичовской». По данным ГИБДД России, едва ли не половина всех состоящих сегодня на учете «волг» выпущена с 1996 по 2002 год.

Из иностранных марок лидером является Toyota (16% от общего количества иномарок ), что вполне объяснимо: почти треть иномарок в России – с правым рулем. Японцы – хозяева российских дорог за Уралом. В Приморском крае более 95% зарегистрированных машин праворульные. Далее в рейтинге автомобильных предпочтений россиян следуют демократичные и доступные по цене Volkswagen (12%) и Audi (11%). Причем позиции немецких производителей гораздо прочнее, чем у остальных. Все известные автомобильные брэнды Германии (кроме двух уже названных, это Opel, BMW и Mercedes-Benz) стабильно входят в первую десятку марок, которым отдает предпочтение основная масса водителей. У москвичей опять-таки приоритеты несколько иные, чем у всей остальной страны. Доля моделей Toyota существенно меньше, чем в целом по стране (всего 7%), а на первом месте – Mercedes-Benz (12%). Продукция штутгартского завода встречается на московских дорогах в три раза чаще, чем по всей России. На удивление стабильное положение в столице у Ford Corporation. Из года в год доля этих американских автомобилей сохраняется в пределах 8–10%.

В целом российский автопарк состоит из старых и видавших виды агрегатов. Это касается и отечественных, и иностранных машин. Среди них немало давно снятых с производства моделей: Opel Kadet и Ascona, VW Golf II, Vento и Passat B3, Ford Sierra. Именно эти доисторические экземпляры наиболее популярны среди российских автомобилистов. Почти половину (45%) составляют автомобили старше 10 лет, многие из которых разменяли второй и даже третий десяток. На новые машины, в категорию которых попадают и относительно новые (до 5 лет), приходится примерно 23% российского парка, остальные – автомобили 5–10-летнего возраста. В Москве же принципиально иная ситуация: автомобили до 5 лет – более 41%, старше 10 лет – около 25%. Автомобилей старше 20 лет в столице не более 5–6%.

Однако российский автопарк еще долго будет прирастать в основном за счет отечественной продукции, поскольку средний класс, способный покупать машины стоимостью 8–10 тыс. долларов, составляет не больше 10% населения страны. Люди же с невысокими доходами будут приобретать дешевые «ВАЗы» и «Ижи».

«Такому потребителю психологически проще постоянно тратить на ремонт ненадежной отечественной техники небольшие суммы, чем редко, но «по-крупному» тратиться на иномарку», – говорит генеральный директор агентства «Маркет» Андрей Давидович. – Хотя в итоге суммы получаются весьма сопоставимые. Свою роль сыграли и «запретительные» ввозные пошлины на подержанные иномарки, конкурирующие с отечественными машинами по ценам».

Но здесь наших производителей поджидает неприятный сюрприз. При существующих темпах удорожания продукции российских автозаводов в обозримом будущем ходовые отечественные модели почти догонят по стоимости собираемые у нас новые иномарки. И если качество российских машин кардинально не повысится, снижения спроса и кризиса сбыта не избежать.

Не вполне радужные перспективы и у российских сборочных проектов иностранных компаний. Покупать те же Ford Fokus в том же количестве, что сейчас «ВАЗы», будут не скоро. Пока массовый потребитель просто не в состоянии купить новый импортный автомобиль, нижняя планка стоимости которого, даже собранного в России, не опускается ниже 8–10 тыс. долларов. Поэтому приобретать будут, как и раньше, в меньшей степени подержанные иномарки и в большей отечественные машины.





Пристрастия российских водителей

Отечественные автомобили

Марка Доля
«Жигули» (классика) 42%
«Москвич» 14%
«Самара», «десятое» семейство 13%
«Волга» 8%
ЗАЗ 8%
«Нива» 5%
УАЗ 4%
Прочие 6%



Иностранные автомобили

Марка Доля
Тойота 16%
Фольксваген 12%
Ауди 11%
Опель 10%
Форд 9%
Нисcан 6%
БМВ 5%
Дэу 5%
Мерседес 5%
Мазда 4%
Мицубиси 3%
Вольво 2%
Хендэ 2%
Хонда 2%
Шкода 1%
Рено 1%
Прочие 6%

"