Posted 9 октября 2003,, 20:00

Published 9 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Дорогая дешевизна

Дорогая дешевизна

9 октября 2003, 20:00
Официальные представительства иностранных автомобильных компаний, контролирующие сегодня 95% российского рынка, уже не рассматривают «серых» дилеров как серьезных конкурентов. Чего не скажешь о продавцах отечественных машин. Здесь расклад совсем другой: фирмы, торгующие российскими автомобилями, полученными сомнительны

– «Серое» дилерство – это чисто российское явление?

– Во всяком случае в Европе я такого нигде не встречал. В России эта проблема в наибольшей степени характерна для Москвы. Продукцией Волжского автозавода здесь наряду с 70 салонами десяти известных дилеров торгует еще порядка 60 фирм. При этом они не являются прямыми или региональными дилерами завода, то есть официальными дилерами. Тем не менее они активно торгуют машинами, хотя их доля в объеме продаж сильно колеблется в зависимости от сезона. Если спрос на российские автомобили растет, количество «серых» продавцов увеличивается, если спрос падает – они сворачивают торговлю.

– Чем они «завлекают» клиентов и во что это может обойтись последним?

– Основная политика неработающих напрямую с производителем продавцов – объявление привлекательно низкой цены потенциальному клиенту. Иногда российские автомобили предлагают дешевле на тысячу долларов, чем у официального дилера. Но реально такого никогда не бывает. Практика показывает, что разница в стоимости вазовских машин у «серых» и официальных дилеров может составлять всего 50–100 долларов. Неприятности начинаются сразу после того, как человек приезжает в офис компании, уже решившись на покупку автомобиля. Здесь выясняется, что в объявленную ему по телефону цену не включили велюровый салон, электростеклоподъемники, центральный замок, улучшенную резину, что у официальных дилеров уже входит в заявляемую стоимость. Некоторые особо криминальные фирмы занимаются откровенным вымогательством. Например, человек приезжает в офис, оплачивает часть стоимости автомобиля, потом ему говорят, что остальное надо будет доплатить в другом месте, где оформляются документы. Когда же он приезжает туда, выясняется, что в договоре указана такая же цена, как и у официального дилера. Остается либо покупать, либо забирать деньги и уезжать. Причем фирмы практикуют удержание из возвращаемой суммы 100–150 долларов за «испорченные бланки» или по каким-то другим надуманным причинам.

– Гарантийный пакет по российским авто у «серых» дилеров сохраняется?

– При покупке они могут обещать вам и десятилетнюю гарантию, но где гарантия того, что через 10 лет будет сама эта фирма? И потом, как они смогут обеспечивать выполнение гарантийных обязательств завода-изготовителя, если не имеют с ним никаких договоров? Только за свой счет, но в альтруизм подобных продавцов мне что-то не верится.

– По каким признакам можно отличить официального дилера от выдающего себя за такого?

– Любая компания, являющаяся официальным продавцом тех или иных автомобилей, заинтересована в том, чтобы у нее как можно больше было постоянных клиентов. Таких, которые, купив одну машину, через 3-4 года эксплуатации поменяли ее здесь же на новую. Поэтому в первую очередь официальные продавцы развивают и совершенствуют сервисную службу, предлагают клиенту наиболее полный спектр услуг: гарантийное и техническое обслуживание, кредитование, страхование, систему trade-in. Ни один «серый» дилер не делает ставки на подобного уровня сервис. Второй признак, по которому легко вычислить «серого» продавца, – неспособность консультанта по телефону четко ответить на вопрос о том, что входит в объявляемую стоимость автомобиля. Если вам не могут перечислить все, из чего складывается цена автомобиля, или говорят, что, возможно, это не окончательная цена, то лучше не связываться с такой фирмой. Именно на принудительной продаже оборудования, которого не заказывал клиент, как правило, и зарабатывают «серые» дилеры. При этом в перечне дополнительного оборудования есть и, безусловно, полезные вещи: подкрылки, сигнализация, механические устройства защиты. Но часто они продаются по более высокой, чем у официальных дилеров, цене, и отказаться от этого оборудования вы уже не можете. Узнать информацию о том, является или нет компания официальным дилером, можно на сайтах производителей, публикующих в Интернете списки организаций, с которыми они работают.

– Осуществляют ли неофициальные дилеры программы кредитования и страхования, в том числе обязательного страхования автогражданской ответственности?

– Наиболее активные, возможно, пользуются схемами кредитования. Ведь конкуренция среди банков на рынке потребительского кредитования достаточно жесткая, и для них в принципе не так важен статус автодилера. Страхованием, скорее всего, также могут заниматься отдельные фирмы, но на договорных условиях с каким-нибудь страховым брокером. Уважающая себя страховая компания не посадит своего агента в офис сомнительной конторы. Кредитование и страхование – это хорошие инструменты для привлечения клиентов, так что ими вполне могут пользоваться крупные «серые» дилеры.



"