Posted 9 сентября 2010,, 20:00

Published 9 сентября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:50

Updated 8 марта, 06:50

Без прав на ошибку

Без прав на ошибку

9 сентября 2010, 20:00
Российское правительство вновь озаботилось проблемой высокой смертности на дорогах страны. А виной всему, как утверждают чиновники, плохая подготовка водителей в автошколах. Исправить эту ситуацию призвано новое, уже вступившее в силу распоряжение, направленное на модификацию правил получения водительских прав. Причем,

Первые попытки модифицировать существующие правила сдачи экзаменов и требования к автошколам появились еще в прошлом году. Тогда многие школы, вовремя не сумевшие подстроиться под новые стандарты, выдвинутые чиновниками, по полгода сидели без лицензии и были на грани разорения. Впрочем, внезапно затеянная реформа закончилась, так и не успев как следует начаться: в процесс вмешались контролирующие органы, и запланированные нововведения были отменены. Однако в этом году соответствующее распоряжение правительства о новых правилах сдачи экзаменов на получение водительских прав уже вступило в силу, причем на это раз в расширенном варианте. При этом прохождение сертификации для автошкол – дело добровольное. Чиновники указывают, что у руководителей учебных заведений еще есть время подумать, так что нелицензированным школам пока разрешается работать по старой системе.

Сдать экзамен на «автомате»

Теперь, согласно новым правилам, сдать экзамен на знание теории и первый этап испытаний по практическому вождению можно будет в автошколе, прошедшей соответствующую сертификацию, а второй этап, предполагающий езду по городу, как и раньше, будут оценивать инспекторы ГИБДД. Причем сдать на права сейчас можно в любом подразделении, независимо от места регистрации. Еще одно нововведение, также включенное во вступившее в силу распоряжение, наверняка понравится владельцам автомобилей с автоматической коробкой передач: чтобы успешно пройти испытания, им больше не придется переходить на «механику». Однако и права они получат только для езды на «автомате». Если же это послабление не поможет выпускнику сдать экзамен даже с трех попыток, автошкола обязана будет предоставить ему пять бесплатных дополнительных занятий.

Впрочем, для того чтобы эти новации заработали не только на бумаге, но и на деле, от автошкол требуется серьезное переоснащение. Принимать экзамены у студентов смогут только учебные заведения, прошедшие сертификацию, главное условие которой – наличие класса для теоретических занятий и специального высокотехнологичного автодрома. Пока таким оборудованием могут похвастаться лишь 15 российских автошкол, в то время как эксперты утверждают, что в одной только Москве их должно быть не менее десяти. Причем строительство подобных приспособлений опережающими темпами – миссия заведомо невыполнимая: по некоторым оценкам, оборудование одной такой площадки обойдется в 20–25 млн. рублей, и это притом, что годовой оборот большинства рядовых автошкол едва дотягивает до 2 млн. Такие затраты, равно как и потребность в самой реформе, инициаторы проекта объясняют необходимостью повышения безопасности дорожного движения, ведь если верить статистике, более 40% аварий происходят по вине начинающих водителей, не получивших в соответствующем учебном заведении достаточную подготовку.

Мастерство приходит во время езды

То, что процесс получения прав действительно нуждается в пересмотре, признают и сами автошколы, однако предпринимаемые методы вызывают у них сомнения. «Идея чиновников заключается в переделке экзаменационной системы, чтобы уже под нее подстроился учебный процесс, – поясняет исполнительный директор Ассоциации московских автошкол Александр Жуков. – При этом в разработке этих инициатив педагоги не участвуют, их просто не приглашают. И получается, что на Западе, где ситуация с безопасностью дорожного движения заметно лучше, экзамены принимают как раз педагоги, а у нас – чиновники и ГИБДД. А нынешние нововведения, связанные с использованием корейского опыта, т.е. компьютеризации автодромов, вообще не практикуются больше нигде в мире».

По словам нашего собеседника, автодромы целесообразнее применять для усовершенствования навыков вождения, как это делается, например, в армии, в то время как для начинающих водителей нужны реальные условия и отработка навыков на закрытой площадке. «Кроме того, необходимо понимать, что подготовить в автошколе идеального водителя невозможно: мастерство приходит только со временем, наша задача довести ученика до определенного уровня», – говорит г-н Жуков.

Дорогостоящая иллюзия

Впрочем, разработчики проекта уверяют, что цель реформы не только в повышении квалификации начинающих водителей, но и в борьбе с коррупцией. В частности, для того чтобы иметь возможность объективно оценить то, как проходили испытания, экзаменационные автомобили, как в сертифицированных школах, так и в подразделениях ГИБДД, будут оснащены видеокамерами. Однако, по мнению президента коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, эта мера вряд ли обеспечит ожидаемый результат.

«Наивно полагать, что ситуацию с коррупцией можно исправить подобным способом, – утверждает специалист. – Ведь всегда есть тот, кто заинтересован во взятке, причем у нас взяточничество – это, к сожалению, системообразующий элемент: мы хотим давать взятки. Поэтому, чтобы с этим бороться, надо в первую очередь наказывать тех, кто их берет. Что же касается видеокамер, то понятно, что они не смогут отразить полную ситуацию на дорогах, повесь их хоть 28 штук, поэтому такая затея – это просто дорогостоящая иллюзия».

"