Posted 9 сентября 2010,, 20:00

Published 9 сентября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:50

Updated 8 марта, 06:50

Нагреть руки на холодах

Нагреть руки на холодах

9 сентября 2010, 20:00
Во второй декаде сентября в столице ожидается краткосрочное «бабье лето», после чего столбик термометра будет упорно стремиться вниз. Большинство россиян из года в год выступают в роли попрыгуньи-стрекозы, для которой сезонные изменения климата всегда почему-то наступают неожиданно. В этом уверены социологи, психологи,

У магазинов, торгующих стройматериалами, сейчас самая страда. Температура воздуха пока не опустилась ниже нуля, стены не остыли, ничто не мешает подолгу проветривать помещения от запахов краски и лака – идеальный момент для небольшого ремонта. Дальновидные горожане занимают очередь за теплосберегающей подложкой под обои (1 тыс. рублей за рулон), энергоэффективной пленкой для окон (от 500 до тысячи рублей за кв. метр) и прочими средствами утепления дома. «Партию «теплых» полов, залежавшихся на складе с прошлой зимы, попытаемся продать по новой цене, хотя изначально думали их со скидкой выставлять, – рассказала «НИ» продавец одного из строительных магазинов на Ярославском шоссе Светлана Горчакова. – Этой осенью большим спросом пользуются специальные утеплители для окон и обычная монтажная лента, стоят они 100–150 рублей за рулон. Пористые утеплители обойдутся не дешевле тысячи рублей, и это если покупать в «бабье лето», дальше цены будут только расти».

По данным экологов, у нас до 20% тепла в буквальном смысле выбрасывается на ветер, то есть улетучивается из домов из-за плохой теплоизоляции. «В Москве показатели по бытовому электропотреблению выше, чем по промышленному, – рассказал «НИ» руководитель программы по энергоэффективности «Гринпис России» Игорь Подгорный. – Порядка 50% энергии, необходимой на отопление квартиры, можно сэкономить, если утеплить окна и залатать щели в стенах герметиком. А установка теплоотражающего экрана за батарею дает еще 15% экономии топлива».

Те, у кого на акробатические упражнения с пистолетом для герметика нет ни времени, ни сил, могут создать теплую атмосферу дома с помощью обогревателя. По данным экологов, электрообогреватели по столице в целом тратят 1,5 тыс. мегаватт – как раз те 15% электроэнергии, которых не хватает Москве для абсолютно безопасного функционирования. Горожане, как показывает практика, к призывам чиновников и защитников природы равнодушны – каждую зиму в магазинах и на рынках полки с калориферами пустеют. «Берите обогреватель сейчас, по старой цене, а то к октябрю цены будут намного выше, – завлекал корреспондента «НИ» Андрей Митнин, консультант одного из магазинов бытовой техники в Сокольниках. – Зимой морозы ожидаются, ситуация будет, как с кондиционерами – все смели за неделю». О премиях, полученных за всученные обогреватели прошлой зимой, консультанты до сих пор вспоминают с огоньком в глазах. В пик январских холодов за несколько дней была выполнена месячная норма продаж сезонного товара, а масляные радиаторы и тепловентиляторы расходились раз в десять активнее, чем обычно.

Радикальный способ согреться – уехать на пару месяцев в теплые страны. Вот и туроператоры наступающий сезон встречают с воодушевлением: 2010 год вообще демонстрирует небывалый за последние десять лет рост туристического потока. Самыми популярными направлениями специалисты Российского союза туриндустрии считают Таиланд, Египет и Турцию. Возможно, ближе к Новому году список пополнит Вьетнам. Эти страны удобны для «зимовки» либо из-за низких внутренних цен, либо из-за безвизового режима, так что путевки по этим направлениям ожидаемо вырастут в цене. Правда, ненадолго: большинство путешественников отправляются на юг в четко ограниченный период новогодних праздников, чем туроператорам, понятно, грех не воспользоваться.

В магазинах и на рынках наступила самая горячая пора.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Нас куртка встречает прохладой

Увы, далеко не все москвичи могут провести зиму в прекрасно утепленной крепости или на тропическом острове, им иногда придется выходить на улицу. Ждать на морозе транспорта – дело в буквальном смысле гиблое, как показал опыт прошлой экстремальной зимы. Вот и получилось, что за минувший сезон холодов выручка таксистов в среднем выросла на 10–15%, но не из-за введения специального зимнего тарифа, а потому что вызовов стало больше. Кроме того, рост клиентуры означает увеличение затрат на бензин. Также «нагрелись» на морозах частные службы эвакуации, автосервисы и магазины автозапчастей: за несколько дней они получили месячную прибыль. Правда, повторное открытие «золотой жилы» в этом году под вопросом. «Вот летом был ажиотаж, системы охлаждения ставить не успевали, – вздыхает Игорь, сотрудник одного из автосервисов в Тушино. – Ближе к зиме ждем увеличение спроса на ремонт топливной и тормозной систем, шиномонтаж, балансировку колес, но цены на эти услуги повышать не планируется».

Интересно отметить новую тенденцию, появившуюся как раз прошлой зимой. Люди стали зарабатывать на том, что выходят из дома в мороз. Речь идет о гражданах, занимающих очереди в разнообразные учреждения, а также о курьерах. Выручка интернет-магазинов в начале 2010 года увеличилась на 20%, причем доставить москвичи просили не тяжелую мебель, а продукты, лекарства и книги – то, что обычно приобретают лично. На большую выручку в ближайшее время рассчитывают также производители алкогольной продукции. По данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), спрос на крепкие спиртные напитки по России в морозы увеличивается на 30%.

Несмотря на приближающиеся холода, столичные магазины одежды пока не могут похвастаться широким зимним ассортиментом. «Термобелье купить заблаговременно почти невозможно, оно появляется перед началом сноубордического сезона, – жалуется «НИ» студент Николай Проскуренко. – Но зад-то мерзнуть начинает уже в октябре». К счастью, мода наступающего сезона более человечна: актуальны будут огромные свитера, трикотаж со скандинавским узором, длинные юбки, высокие перчатки, гетры и ботфорты. Правда, в московских бутиках об этом, кажется, не знают. «Этой зимой будут носить короткие куртки и пальто, – утверждает Екатерина, консультант одного из магазинов в «Охотном Ряду». – Я лично себе заказала нормальное пальто, закрывающее спину, из-за рубежа». Впрочем, не все москвички могут позволить себе новую куртку каждый сезон, так что часть будет дефилировать в морозы с голой поясницей. Зато в гарантированном выигрыше, похоже, останутся представительницы самого мелкого бизнеса: бабушки, торгующие носками и варежками, которые они связали сами.

Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ

Сезон «эффекта лавины»

По словам экспертов, зависимость объемов продаж от столбика термометра доказана давно. Но именно в мегаполисах эта взаимосвязь становится особенно четкой. «Стремление «скупить все, пока это не сделал кто-то другой», чаще всего встречается у людей с паническими состояниями, не всегда хорошо ориентированных в современных реалиях. В панике человек не контролирует себя. Условно говоря, он слышит крик «Наших бьют» и, не разбирая, в чем дело, несется за толпой, – пояснила «НИ» психолог Мариэтта Моклозян. – Тут есть еще «терапевтический» эффект шопинга, к которому прибегают тревожные, депрессивные люди. Торгово-развлекательные центры сейчас – совсем другая реальность, где можно спрятаться и от негодования начальника, и от неустроенной личной жизни, и от стресса после ежедневного поглощения огромного объема информации. К тому же люди ощущают неустойчивость жизни, им не хочется ничего планировать, а хочется жить сегодняшним днем, мол, после нас – хоть потоп». Когда становится ясно, что катаклизмов в ближайшее время не будет, наступает пора дел, отложенных в долгий ящик, например, хлопот по утеплению дома. «Продавцы, конечно, нагнетают ситуацию, ну а если у человека недостаточно критическое мышление, то он на это реагирует», – добавляет г-жа Моклозян.

Реактивное создание запасов продуктов, одежды или бытовой техники даже по завышенным ценам – защитная реакция россиян, отмечают эксперты. «Та же гречка в 1998 году подорожала в четыре раза, два года назад также отмечался резкий всплеск спроса, – рассказал «НИ» президент Гильдии маркетологов Игорь Березин. – Тут работает эффект снежного кома – люди видят, что другие покупают большее, чем обычно, количество товара, и не хотят остаться у разбитого, да еще и пустого корыта. Возбудиться и испугаться проще, чем успокоиться и оглядеться. Рост прибыли крупных магазинов идет не из-за удорожания, а большего, чем обычно, оборота товара, люди разбирают менее ходовые и более дорогие модели. Крупным компаниям задирать цены опасно, но небольшие фирмы вполне могут сориентироваться и, к примеру, перепродавать ту же бытовую технику втридорога».

В Японии заморожены цены на обогреватели

Нынешнее лето в Японии, по данным национального метеоуправления, стало самым жарким за последние 113 лет. Дневная температура воздуха в Токио еще несколько дней назад достигала почти 35 градусов, во многих регионах было еще жарче, а число жертв зноя достигло 180 человек. Аномальная жара не стала здесь поводом для взлета цен на вентиляторы и минералку, двухлитровая бутылка которой, как и в прошлом году, стоит примерно доллар. Не стали дороже и кондиционеры, которые с наступлением холодов можно переключить на отопление. Эти приборы продаются за умеренную цену, доступную каждому работающему японцу. Доставка и установка – бесплатно.
Минувшая зима в Японии выдалась аномально холодной, север и восток страны завалило снегом, в ряде городов даже не хватало бюджетных средств на его уборку. Но японцы, похоже, привыкают и к холодам – модными становятся теплое белье и утепленная зимняя обувь. В рамках экологических программ, поощряемых властями, субсидируется установка стеклопакетов в домах. Желающие еще больше утеплиться в зимние ночи могут приобрести недорогие электрогрелки, в продаже уже появились и даже успели сделаться популярными одеяла и коврики с электроподогревом.
Пока не ясно, насколько суровой будет эта зима, но относительно дешевые энергоносители на мировом рынке помогут японцам преодолеть стужу с меньшими, чем в прошлом году, проблемами. Большая часть жилищного сектора в Японии отапливается с помощью различных бойлерных систем и газовых или керосиновых нагревателей, которые отличаются надежностью и служат долго. Цены на них давно устоялись, взвинчивать их из-за похолодания не принято. Возникающий из-за резких перепадов температуры рост спроса приводит лишь к тому, что производители предлагают покупателям больше товаров. Попытки же коммерсантов нажиться на людях в трудный период пресекаются властными и общественными структурами.
Валерий АГАРКОВ, корр. ИТАР-ТАСС в Японии – специально для «НИ»


В ожидании зимы американцы запасаются солью

Прогнозы американских метеорологов на предстоящую зиму несколько отличаются от прошлогодних. В северо-западных районах страны, прилегающих к Тихому океану, температура в зимние месяцы будет почти на 3 градуса ниже. А на Среднем Западе США ожидают сильнейшие снегопады, притом что средняя зимняя температура окажется на один градус выше, чем в прошлом году. Зима в южных штатах – во Флориде, Алабаме, Луизиане, Техасе, Новой Мексике, Аризоне, а также в южных районах Калифорнии будет тоже необычная. Там метеорологи предсказывают засуху. Считается, что подобного рода катаклизмы означают приближение глобального потепления. Тем не менее, зима есть зима, и жители каждого из регионов страны будут готовиться к ней по-своему. В таких городах, как Чикаго, Миннеаполис, Детройт, Кливленд, где вероятны снежные заносы, жители уже запасаются мешками с солью для очистки подъездов к своим гаражам. Пока в хозяйственных магазинах она в достатке. «Не исключено, что с началом зимы цены на соль подскочат, ведь так оно обычно и происходит», – сказал «НИ» Пол Игер, менеджер чикагского магазина Menard. А вот жителям северо-западных штатов Вашингтон, Айдахо, Монтана, Северная Дакота придется дополнительно запастись переносными электробатареями, или «хитерами», как они называются. «Недостатка в самых разных видах хитеров нет. Это не соль, которая по мере снежных заносов тает на глазах, – пояснил мистер Игер. – Не думаю, что цены на переносные обогревательные приборы подорожают даже в самые холодные месяцы следующей зимы. Спрос на такие товары всегда умеренный». По всей вероятности, такая же ситуация сложится и с закупками теплой одежды. «Не имеет значения, в каких штатах продается зимняя одежда. Цены на нее сезонные и зависят от спроса на более популярные фасоны», – сказал нашей газете Фрэнк Миллер, финансист одной из крупнейших торговых фирм K-Mart.
Борис ВИНОКУР, Чикаго

"