Posted 9 августа 2012,, 20:00

Published 9 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:34

Updated 8 марта, 05:34

Первоклассное испытание

Первоклассное испытание

9 августа 2012, 20:00
Уже менее чем через месяц начнется новый учебный год, а это значит, что тысячи российских детей впервые в жизни сядут за школьные парты. В идеале к этому времени они должны не только уметь неплохо читать-считать, но и быть морально и физически готовыми к трудной школьной жизни. Школа – это новая среда обитания для мале

Первый год учебы – время новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, это первые успехи и поражения, открытия и откровения – хорошие и не очень. Дети по-разному привыкают к школе, что вполне естественно. Некоторые быстро и безболезненно втягиваются в новый жизненный ритм и режим – это, как правило, дети, которые не сидели дома с мамой, бабушкой или няней, а ходили в детский сад, дополнительно занимались в спортивных секциях, танцами, рисованием, музыкой – словом, вели достаточно активную жизнь. Для других процесс адаптации к школьной реальности проходит трудно, поэтому родителям следует тщательно подготовиться к этому периоду.

Большие трудности в обучении часто испытывают мальчики и девочки, имеющие элементы социальной незрелости, как говорят детские психологи: даже при хорошем физическом и интеллектуальном развитии у таких малышей возникают проблемы. Это чаще всего единственные дети, воспитывающиеся среди многочисленных взрослых (у семи нянек) – капризные, избалованные любимцы тетушек, дядюшек, бабушек и дедушек. У них недостаточно развита самостоятельность, завышена самооценка, порой даже слишком, они неусидчивы, нетерпеливы, капризны, очень болезненно переживают неудачи. Такие отрицательные качества личности перевоспитывать нелегко, но необходимо, и чем раньше родители это сделают, тем лучше будет для ребенка. Кроме проблем в учебе, у социально незрелых детей неизбежно возникают и проблемы в общении – как с учителями, так и со сверстниками.

Учеба без аппетита и сна

Самыми сложными для всех первоклассников будут первые 2–3 недели, но для кого-то адаптационный период растянется на месяц-два. В этот период первоклассники в два раза больше подвержены вирусным заболеваниям, чем старшеклассники. Большинство первоклассников к концу первой четверти худеют, у некоторых могут замедлиться рост и развитие. Из-за переутомления у кого-то из детей артериальное давление повышается, а у кого-то снижается (но, конечно, все в пределах нормы, здесь не идет речь о патологиях и хронических заболеваниях).

Не стоит удивляться, если сын или дочь начнут жаловаться на головную боль, усталость, плохой сон, снижение аппетита и другие недомогания. Все это случается с первоклассниками довольно часто из-за напряжения нервной системы, других систем и органов, но со временем проходит. Учеба – это ведь, по сути, их первая сознательная трудовая деятельность, которая требует от них повышенного внимания, прилежания, упорства, умения концентрироваться и завершать начатое дело.

Чтобы помочь ребенку справиться с повышенными умственными и физическими нагрузками, которые ждут его в школе, и по возможности облегчить его адаптацию, родителям первоклассников надо помнить о том, что современные дети (их подавляющее большинство) очень быстро утомляются, часто болеют и вообще не обладают отменным здоровьем, особенно если они живут в больших городах.

Утомленные школой

Особенность сегодняшних детей – их быстрая утомляемость. Поэтому педиатры рекомендуют еще летом перевести ребенка на такой режим дня, который у него будет, когда он пойдет в школу. Или хотя бы максимально приблизить его к школьному. Если ваш сын или ваша дочь посещают детский сад, им будет проще. Если же ребенок домашний, то придется постепенно приучать его к школьному распорядку дня. Подъем – в 7.00 – 7.30 утра, затем гимнастика, водные процедуры, подготовка к завтраку. Оптимальное время для завтрака – 8.00 – 8.30 утра. Через час после него можно начинать занятия по подготовке к школе. Двух занятий по 25–30 минут с перерывом между ними в полчаса будет вполне достаточно – все-таки лето на дворе. Затем прогулка и подвижные игры на свежем воздухе. После возвращения с прогулки – обед (примерно в 12.30 – 13.00). Во второй половине дня тоже неплохо было бы немного позаниматься или почитать – это будет репетиция подготовки будущих домашних заданий.

Продолжительность ночного сна должна составлять не меньше десяти часов, при этом ребенку крайне нежелательно ложиться за полночь, готовить его ко сну надо в 20.30 – 21.00. В час ночи вредно ложиться даже взрослым, а детям – тем более. При ранних вставаниях ребенку необходим дневной отдых, чтобы восстановить силы, после которого до шести вечера можно успеть и поиграть-почитать дома, и на улице погулять с друзьями. Подобное соблюдение режима дня поможет будущему первокласснику стать более организованным, будет способствовать выработке у него чувства времени.

Чтобы не хватать любую простуду, не болеть и выдерживать ежедневные нагрузки, ребенок должен правильно питаться: для него обязательны горячий завтрак, фрукты и овощи в течение дня. По максимуму используйте витаминный потенциал лета: старайтесь как можно больше давать чаду свежих фруктов, ягод, салатов из овощей и зелени. В состоянии стресса (а первые месяцы учебы будут серьезным стрессом для вчерашнего детсадовца) организм в большей степени подвержен инфекции, поэтому правильное питание поможет укрепить иммунитет и снизить риск заболеваний.

Лето – прекрасная пора для закаливания, и в августе совсем не поздно начать обливания и обтирания холодной водой, ходить босиком по траве, делать зарядку на свежем воздухе. Кстати, для закаливания горла и выработки местного иммунитета педиатры и ЛОР-врачи даже рекомендуют в летнее время регулярно давать детям мороженое и холодное питье. Постепенно их носоглотка адаптируется к низким температурам, и тогда «вкусное» закаливание можно будет продолжить осенью и зимой без опасений, что ребенок сляжет с ангиной или бронхитом.

Если у родителей первоклассника есть реальные опасения, что ребенок будет часто болеть, лучше заранее проконсультироваться с участковым педиатром или иммунологом, который поможет квалифицированным советом, а в случае необходимости порекомендует препараты, укрепляющие иммунную систему. Детей, склонных к вирусным инфекциям, нужно подготовить к учебе с помощью лекарственной профилактики и начинать ее можно с самого простого – с витаминов. Другая группа препаратов, которые были бы не лишними, – противовирусные, гомеопатические. Если у ребенка есть какое-либо серьезное хроническое заболевание, то профилактические препараты он должен начать принимать до того момента, как сядет за парту, чтобы исключить риск обострений. Все препараты для укрепления здоровья ребенка с каким-либо хроническим заболеванием необходимо начинать принимать с первого же учебного дня, рекомендуют врачи. Не лишним будет выяснить перед школой, нет ли каких-то скрытых аллергий у мальчика или девочки.

Предметная диспансеризация

Будущие школьники весной и летом обязательно проходят диспансеризацию, во время которой особое внимание надо обратить на состояние носоглотки, зрение и слух ребенка. Так, если будут выявлены аденоиды (разрастания в носоглотке, мешающие нормальному дыханию), то лучше их удалить. Если обнаружится хронический тонзиллит, необходимо будет его тщательно пролечить. Если при проверке слуха оториноларинголог выявит его снижение, до начала учебного года надо будет пролечить уши. При неполном восстановлении слуха следует предупредить об этом учителя, чтобы ребенка посадили поближе. Очень важно проверить остроту зрения. Если окажется, что ребенку нужны очки, приобрести их следует заранее, чтобы до начала учебы он успел к ним привыкнуть. И также не забудьте попросить учителя посадить его за первую-вторую парту. Необходимо побывать и у стоматолога, чтобы залечить больные зубы, являющиеся очагом хронической инфекции. Многие не догадываются, что запущенный кариес может стать причиной хронического тонзиллита, заболеваний почек, желудка и сердца.

Осмотр ребенка во время диспансеризации перед поступлением в школу другими врачами-специалистами поможет выявить скрытые отклонения в состоянии здоровья. Так, повышенную нервозность и возбудимость ребенка, нарушение в произношении слов, заикание выявляет невропатолог (а не логопед, как ошибочно полагают некоторые мамы). К логопеду уже направляют на лечение и практические занятия. Дефекты речи, если их вовремя не исправить, в дальнейшем отрицательно сказываются на контактах ученика с учителем и одноклассниками, у него могут сформироваться комплексы, часто это ведет к замкнутости ребенка, порой мешает ему хорошо учиться.

Начальные формы отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, плоскостопие, нарушение осанки), если их выявит врач-ортопед, можно будет исправить с помощью лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии. Специальные комплексы упражнений, которые будут показываться в кабинете лечебной физкультуры, должны изучить и родители, так как потом выполнять их придется очень долго в домашних условиях. При коррекции осанки и плоскостопия главный залог успеха – целеустремленность и регулярность выполнения лечебной гимнастики и всех рекомендаций врача. Без систематического лечения и специальных упражнений исправить нарушения опорно-двигательного аппарата невозможно.

"