Posted 9 июля 2006,, 20:00

Published 9 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:06

Updated 8 марта, 09:06

Разделенные берега

Разделенные берега

9 июля 2006, 20:00
Почти сорок лет назад, 1 сентября 1966 года, о томской нефти и Стрежевом узнал весь Советский Союз – на севере Томской области была добыта первая тонна нефти. Спустя десятилетие поселок Стрежевой, основанный спецпереселенцами в 30-х годах прошлого века, стал столицей томских нефтяников. И уже сорок лет стрежевчане, обе

Когда же все-таки будет решена транспортная проблема северных территорий Томской области? Кто может решить эту проблему? Эти вопросы стрежевчане в последние годы задавали всем, начиная от депутатов всех созывов и всех уровней Томской области и заканчивая губернатором региона и президентом страны. В конце февраля горожане собрали более 16,5 тыс. подписей под обращением к Владимиру Путину, в котором просили об одном: обеспечить им дарованное Конституцией России право на свободу передвижения. Это обращение больше похоже на жест отчаяния. В Стрежевом не скрывали, что, если их опять не услышат, город будет готов решиться на неожиданные действия…

Приезжему человеку трудно понять, почему жители столицы томских нефтяников считают свой город островом. Внешних признаков островной жизни увидеть нельзя. Наоборот, первое впечатление говорит об обратном. Например, в Стрежевом непривычно много автомобилей. Это при том, что особой нужды в автомобиле здесь никогда не было. Город очень компактный, за 15–20 минут можно попасть из одного конца города в другой.

Тем не менее Стрежевой – это остров. У города нет и никогда не было круглогодичной автомобильной дороги. Железной дороги – тоже. Ближайшая железнодорожная станция и выход на федеральную автотрассу находятся в Нижневартовске (Ханты-Мансийский автономный округ), который хоть и числится в другом регионе и даже в другом федеральном округе (Уральском), является ближайшим соседом Стрежевого. Расстояние между городами – 70 км. Эти 70 км стрежевчане называют «дорогой жизни».

В Стрежевом в принципе очень мало товаров, которые производятся в Томске, а те, что есть, доставляются через территорию ХМАО. В соседний Нижневартовск стрежевчане ездят за покупками, чтобы накануне учебного года собрать детей в школу. Это если не считать оптовый рынок, который целиком и полностью зависит от политики северных соседей и где цены в среднем на 10% выше, чем в Нижневартовске, из-за дополнительных транспортных расходов.

«Дорога жизни», соединяющая Стрежевой и Нижневартовск, была построена в середине 80-х годов для промышленных нужд. Это была промысловая дорога томских нефтяников, которые в конце 70-х годов начали освоение и разработку Нижневартовского нефтяного месторождения, расположенного за рекой Вах на территории ХМАО. Здесь же за рекой у «Томскнефти», градообразующего предприятия Стрежевого, находилась крупная транзитная база, куда по железной дороге доставлялись технологические грузы, вывозившиеся потом в Стрежевой и дальше, на месторождения в Томской области. Через реку Вах была организована паромная переправа. Рядом строилась гидроэлектростанция, и посчитали, что в месте переправы река зимой замерзать не должна. Но эти ожидания не оправдались. Сначала был спроектирован наплавной мост, но после завершения строительства железнодорожной ветки до Нижневартовска стало понятно, что нужен мост стационарный. Проект моста был готов в 1986 году. Через четыре года его должны были ввести в эксплуатацию. Но грянули так называемые реформы, и проект остался только на бумаге.

Все многочисленные попытки решить транспортную проблему Стрежевого не увенчались успехом. Наоборот, ситуация с каждым годом только ухудшалась. Дорожное полотно все меньше напоминало, что оно полотно дорожное, а контроль за переправой через реку Вах получила небольшая частная компания из Нижневартовска с весьма благородным названием – «Союз офицеров». Компания монопольно устанавливала стоимость речной паромной перевозки, которая сама по себе является крайне нестабильным видом транспорта. В межсезонье переправа в принципе не работает, да и летом периодически из-за волн или тумана река «закрывается». В такие моменты очередь из автомобилей к парому достигает полукилометра.

Кому только не писали северяне, чтобы добиться передачи автодороги в федеральную собственность и решить проблему переправы. У мэра Стрежевого Алексея Трошина, впервые серьезно взявшегося за эту проблему год назад, за это время набралась увесистая папка всевозможных отписок федеральных и региональных чиновников. «Мы прошли весь круг: обращались к соседям из ХМАО, в областную администрацию, правительство РФ и администрацию президента России, пытались найти интерес к проблеме через Федеральное собрание и Союз северных городов», – рассказывает Алексей Трошин. – Наша проблема была озвучена везде, где только можно. Недавно на обращение стрежевчан к Владимиру Путину пришел ответ из администрации президента. В нем сообщалось, что обращение северян рассмотрено и направлено в Министерство транспорта России. Но в это министерство уже направлены были письма! Если обобщить все ответы, которые мы получили за последние годы, можно сделать один вывод: сегодня никто не «против», но и нет никого, кто был бы «за».

Будучи в Томске на российско-германском саммите в конце апреля 2006 года, президент России Владимир Путин согласился с требованием жителей северных территорий Томской области передать в федеральную собственность автомобильную трассу Стрежевой – Нижневартовск. Однако эта новость, похоже, не успокоила сорокапятитысячный Стрежевой. Проблема транспортной доступности северных территорий Томской области из кабинетов чиновников вылилась на улицы: недавно в столице томских нефтяников прошел митинг, в котором приняли участие свыше четырех с половиной тысяч человек. Своей акцией стрежевчане решили выразить поддержку местной власти, которая добивается отмены платы за переправу через реку Вах. Кроме того, горожане хотели еще раз привлечь внимание федеральных властей и лично президента страны. Жители самого северного города Томской области опасаются, что виза Владимира Путина на письме томского губернатора Виктора Кресса просто-напросто может утонуть в бесконечных коридорах структур федеральной власти и в конечном счете никак не подействует на нынешних владельцев переправы через реку Вах.

Сегодня перевозка одной тонны груза на паромной переправе через реку Вах шириной 300 метров обходится северянам в 120 руб., что дороже доставки одной тонны груза в Стрежевой по Оби из Томска за 1000 км. Попытки местной власти установить собственный понтонный разводной мост для бесплатного проезда населения без различия на территориальную, отраслевую и социальную принадлежность блокировались чиновниками из различных ведомств по надуманным причинам: оживленное судоходство на реке Вах, экологическая безопасность, ведение фермерского хозяйства представителями малочисленных народов Крайнего Севера.

В настоящее время подписано соглашение между Томской областью и ХМАО, дающее право Стрежевому установить собственный понтонный разводной мост и приступить к совместному строительству стационарного моста, есть резолюция президента России под обращением томского губернатора Виктора Кресса, а в столице томских нефтяников гадают: не получится ли с решением проблемы транспортной доступности севера Томской области так, как сказал Владимир Путин в своем ежегодном послании: «...Товарищ волк кушает и никого не слушает»?

"