Posted 9 июня 2010,, 20:00

Published 9 июня 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 02:18

Updated 8 марта, 02:18

Как это было

Как это было

9 июня 2010, 20:00
Крупнейшая выставка Южной Пальмиры

После Санкт-Петербурга и Москвы особое место в истории выставочного дела в России XIX – начала XX века занимает Одесса. В 1837 году здесь прошла первая выставка произведений местного края. Эту экспозицию организовали на основании «Именного указа об открытии в губернских городах выставок изделий», опубликованного в 1836 году. Организатором и проводником «высочайшего повеления» выступило Министерство внутренних дел, объявившее об учреждении в следующем году выставок местных изделий, где надлежало представить «все, что губерния имеет наиболее замечательного».

Осенью 1836 года министр внутренних дел граф Д.Н. Блудов разослал губернаторам и предводителям дворянства особый циркуляр, получивший название «Общий план губернских выставок», в котором МВД объявило высочайшее повеление «об учреждении во всех губерниях выставок изделий и образцов фабричной, заводской, ремесленной и всякого другого рода местной промышленности, равно инструментов, коими означенные изделия и замечательнейшие домашние работы производятся, и земледельческих орудий, которые по наибольшему усовершенствованию заслуживают внимания». Эти смотры должны были, по мнению МВД, «распространять на местах сведения о состоянии и усовершенствованиях заводской, мануфактурной, сельской и домашней промышленности и тем возбуждать и поддерживать между всеми производящими классами похвальное соревнование к улучшению своих производств и изделий».

Губернские выставки были подготовлены к лету 1837 года и приурочены к посещению цесаревичем Александром Николаевичем, сыном императора Николая I, о чем «местные начальства извещались особо». Будущий император Александр II посетил эти экспозиции и смог сделать выводы о «хозяйственном и нравственном состоянии губерний». Указ 1936 года положил начало массовому выставочному движению в провинции.

В 1843 году Министерство государственных имуществ организовало первую опытную сельскохозяйственную выставку в Одессе. В следующем году прошло уже два таких смотра: в селе Великое Ярославской губернии и опять в Одессе. Успех этих смотров превзошел все ожидания. Они положили начало выделению сельскохозяйственных экспозиций в самостоятельный тип выставок.

Бурное развитие капитализма, начавшееся после реформ 1861 года, повлекло за собой стремительное увеличение количества разных выставок, особенно сельскохозяйственных. Инициатива в этом деле перешла в руки местных научных обществ и земств. Выставки стали устраиваться не только в столицах и губернских городах, но и в уездных городах и селах. Всего с 1843 по 1887 год было проведено 588 сельскохозяйственных выставок, из них 27 – в губерниях и областях Азиатской России. Правительство отказалось от самостоятельного устройства сельскохозяйственных выставок, но выделяло субсидии для их организаторов. По общему правилу местные сельскохозяйственные выставки объединялись с промышленными смотрами. Выработался распространенный тип местной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки.

Огромную роль в развитии выставочного дела сыграли различные научные и деловые общества, в большом количестве возникшие в России в XIX веке. Активным организатором выставок в Одессе стало Общество сельского хозяйства Южной России. Кроме того, здесь функционировали отделения всероссийских научных обществ, например: Русского технического общества, Российского общества садоводства, Русского общества птицеводства и др. В уставах этих обществ имелись положения о выставочной деятельности.

На высоком уровне прошли сельскохозяйственные и промышленные выставки 1875, 1881 и 1884 годов. Первая фотографическая выставка в российской провинции состоялась в Одессе в 1890 году. Большим успехом пользовались выставка ремесленного, технического и профессионального образования 1894 года и выставка домоводства 1895 года.

Большое значение для укрепления авторитета Одессы как центра торговли и промышленности оказала фабрично-заводская и промышленно-художественная выставка 1910 года. В ней приняло участие около 1300 экспонентов, из них 453 участника – из Одессы, 52 – из Санкт-Петербурга, 57 – из Москвы, 68 – из Варшавы, остальные из различных губерний. 73 участника прибыли в Одессу из-за границы. Почетным президентом выставки был избран великий князь Александр Михайлович.

Выставка располагалась в одном из живописнейших уголков Одессы – в огромном Александровском парке (нынешний парк Шевченко) и на Михайловской площади. Чтобы не перекрывать движение по дороге на Ланжерон, устроители смотра соорудили пешеходный мост, функционально связавший оба участка выставочной территории. Выставка занимала площадь более 18 га. Большая территория и предполагавшийся большой наплыв посетителей (ожидалось до миллиона человек) потребовали создания четырех входов. Главный вход, решенный в виде триумфальной арки, объединенной с башней маяка, устроили в Александровском саду (инженер Клепинин).

Выставочный комитет построил 30 так называемых казенных павильонов общей площадью около 13 тыс. кв. м. По сложившейся традиции были построены главное здание и несколько отраслевых павильонов в соответствии с тематическим планом выставки. Стоимость построенных для выставки зданий составляла около 350 тыс. руб. Общая смета расходов по устройству выставки превышала полмиллиона рублей. Огромная сумма по тому времени!

Основные строительные работы в Александровском саду были выполнены техником путей сообщения Гавриловым Е.А., а на Михайловской площади – гражданским инженером Пановым С.В.

Главной достопримечательностью выставки и ее вертикальной доминантой стала башня-бельведер высотой 25 м с площадкой обозрения наверху (арх. А. Штейнгауз и М. Руди). Отсюда открывался великолепный вид не только на выставку, но и на весь город.

Выставка превратилась в экспериментальную строительную лабораторию благодаря небывалой активности частных экспонентов. Они построили около 160 павильонов и киосков, многие из которых отличались оригинальной архитектурой. Основная масса частных сооружений создавалась самими одесситами – 105 построек, но и многие приезжие участники отважились на строительство собственных павильонов, например 19 павильонов построили экспоненты из Варшавы, 9 – из Москвы, 7 – из Санкт-Петербурга, 5 – из Киева и, наконец, 12 – из-за границы. Некоторые иногородние экспоненты создавали свои павильоны у себя дома и в разобранном виде отправляли их в Одессу. Так, например, поступила известная московская парфюмерная фирма Рале. Не обошлось и без архитектурных курьезов. Среди них выделялись «Царь-самовар» высотой 13 м с огромным чайником наверху, павильон-киоск в виде штемпеля, павильон-слон с кофейней внутри и т.п.

Одесский смотр отличался серьезной организацией и научно продуманным тематическим планом. Вся экспозиция делилась на 30 тематических отделов. Большую часть выставки занимал сельскохозяйственный отдел. Его экспонаты размещались сразу в нескольких павильонах. Главное здание отдела немного напоминало средневековую базилику с двумя высокими башнями. Здесь демонстрировались дары черноморских степей.

В промышленном отделе были представлены изделия почти всех известных заводов земледельческих орудий. Уровень промышленного развития Одессы демонстрировала продукция заводов Беллино-Фендериха – паровые машины, котлы, мельницы, насосы и т.п.

Огромным успехом пользовался художественный отдел. Здесь экспонировались произведения таких известных живописцев, как И. Билибин, А. Васнецов, М. Добужинский, В. Кандинский, Б. Кустодиев, А. Малевич, С. Милютин, Д. Митрохин, А. Рылов, Н. Рерих, В. Серов, К. Юон, и таких скульпторов, как И. Гинцбург, С. Коненков, П. Трубецкой и др.

Не забыли устроители и о развлекательной программе. На выставке функционировал иллюзион, большая водная карусель, театр ужасов, рестораны, кафе, пивные. Играл духовой оркестр под управлением А.Р. Погорельского.

Шумному успеху выставки способствовали и показательные полеты знаменитого одессита Сергея Уточкина на самолете «Форман». Он взлетал прямо с главной аллеи выставки.

Выставка сыграла большую роль в распространении передовой технологии, в оживлении экономики, появлении новых машиностроительных предприятий на Юге России, там, где до этого преобладали легкая и пищевая отрасли. Она дала мощный импульс для притока зарубежных инвестиций и новых технологий и открыто провозгласила экспансионистские цели русского капитализма – «экономическое завоевание стран Ближнего Востока». К выставке были приурочены 14 научных, технических и торгово-промышленных съездов, в том числе и «по упорядочению выставочного дела в России».

Выставка 1910 года способствовала модернизации городской инфраструктуры. В городе появилась сеть трамвайных маршрутов, построены водопровод и насосная станция, судоремонтный завод и т.д. По инициативе выставочного комитета бельгийские предприниматели проложили линию электрического трамвая от Греческой площади до выставки. Многие здания и сооружения сохранились до настоящего времени и стали предметом гордости одесситов. Благодаря выставке город до 1913 года практически покрыл потребности рынка в промышленных товарах, а в некоторых отраслях добился признания как ведущий город России.

Накануне Первой мировой войны Одесса производила товаров на 50 млн. руб., что более чем в два раза превышало показатели 1907 года. К этому времени Одесса стала третьим городом России по темпам развития торговли, производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, развития науки, образования и культуры.

Выставка работала с 15 мая по 1 октября. Успех смотра был настолько велик, что его продлили еще на сезон. Весной 1911 года промышленно-художественная выставка в Одессе продолжила свою работу.

"