Рус
Eng
Выставочное сообщество

Выставочное сообщество

10 июня 2010, 00:00
Общество
Евгений Шестинский
Колыбель революций – Петербург с самого начала ХХ века и по сию пору не устает нас удивлять политическими, культурными и экономическими феноменами. Недавно этот ряд пополнился феноменом выставочным. А предыстория проста.

Примерно год назад в самый разгар кризиса, когда большинство выставочных площадок едва успевали подсчитывать потери, родилась новая организация ЭкспоФорум, которая, еще не выбравшись из колыбели, объявила о строительстве в Санкт-Петербурге международного конгрессно-выставочного центра стоимостью около 1 млрд. долларов. Проект на территории 56,2 га между Пулковским и Петербургским шоссе возле аэропорта включает выставочные павильоны общей площадью около 100 тыс. кв. метров, конгресс-центр с основным залом на 3000 человек, 2 гостиницы на 450 номеров, бизнес-центр, а также объекты инженерной и сопутствующей инфраструктуры: складские площади, таможенный терминал, открытые и крытые паркинги на 10 тыс. машиномест и другие объекты. Первую очередь КВЦ запланировали открыть в 2013 году. Главным акционером ЗАО «ЭкспоФорум» стало ЗАО «Газэнергопромбанк Девелопмент», принадлежащее ОАО «Газпром».

Если большинство выставочников эта новость просто удивила, то непосредственных соседей – Ленэкспо – удивила крайне неприятно. «Моя позиция неизменна: один город – один выставочный комплекс, который имеет государственную поддержку, – комментировал новость для журнала «Мир выставок» генеральный директор ОАО «Ленэкспо», руководитель российского и европейского выставочных союзов Сергей Алексеев.– В Санкт-Петербурге уже существует современный многофункциональный выставочный комплекс. Мне непонятно стремление инвесторов вложить деньги в малоприбыльный проект при отсутствии в Санкт-Петербурге дефицита выставочных площадей».

Что на самом деле происходило в последующие девять месяцев, мы не знаем. Отметим лишь, что лозунг одного выставочного центра для одного города неизменно звучал практически в каждом публичном выступлении Сергея Алексеева. Апрель же 2010-го ознаменовался новой сенсацией из того же источника. Пресс-релиз, полученный редакцией «Мира выставок», гласил: «Завершилась сделка по приобретению ЗАО «Газэнергопромбанк Девелопмент» – главным акционером ЗАО «ЭкспоФорум» – 25% акций ОАО «Ленэкспо», единственного на сегодняшний день в Санкт-Петербурге специализированного выставочного комплекса.

Таким образом, ОАО «Ленэкспо» и ЗАО «ЭкспоФорум», реализующее проект строительства нового международного конгрессно-выставочного центра недалеко от аэропорта «Пулково», объединили усилия, став партнерами. Теперь компаниям предстоит скорректировать свои планы развития с учетом потенциала рынка и обеих площадок, а Петербург получил импульс для развития индустрии встреч на новом уровне». Поворот, надо сказать, неожиданный.

Теперь небольшой экскурс в новейшую историю России. Передел экономики страны в приснопамятных 90-х придал выставочной отрасли коммерческую составляющую. Рождались новые выставочные организации, менялись владельцы старых выставочных площадок. Государство потеряло интерес к выставочной деятельности, а вместе с ним и монополию на проведение мероприятий. Именно в те годы «Ленэкспо» – выставочный комплекс, занимающий территорию 15 га в западной части Васильевского острова на берегу Финского залива, приобрел статус ОАО. Имя главного акционера особенно не афишируется. Пришла новая команда менеджеров, которая говорила и говорит о создании положительного имиджа России через участие в международных выставках, но при этом, естественно, не забывает о коммерческой составляющей каждого проекта. Комплекс начал развиваться и сегодня он включает 9 выставочных павильонов общей площадью 40 тыс.кв. метров, 63 тыс. кв. метров открытых выставочных площадей, зал конгрессов на 2800 человек и конференц-залы различной вместимости. Ежегодно на территории комплекса проходит около 70 выставочных мероприятий, половину из которых Ленэкспо организует самостоятельно. Поскольку комплекс был построен 40 лет назад, часть его площадей нуждается в модернизации. За последние 15 лет были возведены павильон №4 (1995 г.), павильон №7 (2005 г.) и павильон №8а (2007 г.), используемый также как зал конгрессов. По мнению выставочников Петербурга, высказываемую по понятным причинам лишь в неофициальных разговорах, Ленэкспо – безусловно, может считаться городским монополистом, поскольку владеет единственной в городе современной профессиональной выставочной площадкой.

«Мы разработали программу развития комплекса, предусматривающую увеличение к 2020 году закрытых выставочных площадей до 60 000 кв. метров, строительство конгресс-центра, гостиницы и бизнес-центра, т.е. превращение «Ленэкспо» в Центр международной торговли (World Trade Centre – WTC) с включением его в международную сеть таких центров. Очевидно, что новый акционер внесет предложения в программу с учетом открытия в 2013 году другого масштабного комплекса – конгрессно-выставочного центра «ЭкспоФорум, – говорит генеральный директор ОАО «Ленэкспо» Сергей Алексеев.– Реконструкция «Ленэкспо» необходима, чтобы решить важнейшие проблемы инфраструктуры комплекса: увеличение числа и качества конференц-залов, количества парковочных мест, усовершенствование логистики и системы общественного питания, повышение качества выставочного сервиса. Необходимо активнее использовать уникальную морскую составляющую. Структуру нашего центра необходимо рассматривать с учетом перспективы строительства 100 000 квадратных метров новых павильонов в «ЭкспоФоруме».

«Концепции развития обеих площадок необходимо скоординировать с тем, чтобы получить синергетический эффект от их совместной эксплуатации. В качестве основной идеи мы рассматриваем специализацию площадок под мероприятия различного масштаба и специфики, в том числе и создание на базе ВК «Ленэкспо» экспериментальной базы новых выставочных и конгрессных проектов, которые в случае успешного развития могут быть перенесены на площади «ЭкспоФорума» на Петербургском шоссе, – считает генеральный директор ЗАО «ЭкспоФорум» Анатолий Еркулов. Этот вариант компания готова вынести на обсуждение акционеров ОАО «Ленэкспо».

Упомянутый совместный пресс-релиз гласит: «От этого партнерства недавних конкурентов выиграет и конгрессно-выставочная отрасль, и город в целом. До сих пор, несмотря на существующий потенциал Санкт-Петербурга в выставочной и особенно конгрессной сфере, отрасль развивалась недостаточно активно. Одна из главных причин – наличие множества мелких выставок и конференций одинаковой направленности, отсутствие серьезных инвестиций в инфраструктуру. Теперь двум крупнейшим площадкам будет проще скоординировать планы своего развития, договориться о позиционировании друг относительно друга и о совместных действиях, направленных на становление Санкт-Петербурга в качестве активного участника мировой индустрии встреч. По подобному сценарию развиваются многие выставочные города мира».

Так ли все однозначно? Что это – возврат к командно-административному советскому методу регулирования рынка, или цивилизованное его современное развитие? Кто выигрывает от этого партнерства недавних конкурентов? Действительно ли эта сделка даст новый импульс развитию конгрессно-выставочной деятельности в городе? Какой сценарий лучше, – питерский, сохраняющий монополию одной организации, или московский, создающий жесткую конкуренцию на выставочном рынке? Эти вопросы мы адресовали, прежде всего, самим партнерам и некоторым другим руководителям выставочных организаций.

Сергей АЛЕКСЕЕВ, генеральный директор «Ленэкспо»:

– Прежде всего отметим, что «Ленэкспо» и «Экспофорум» никогда не считали друг друга конкурентами. Сделка, безусловно, является важным шагом в развитии выставочно-конгрессной деятельности Санкт-Петербурга, и от нее выигрывают все. «Ленэкспо» – комплекс с 40-летней историей успеха. Опытом, которым обладают его сотрудники, на сегодняшний день в Петербурге не обладает никто. Привлечение нового инвестора позволит вывести индустрию на новый уровень, внедрить новые технологии, построить World Trade Center, достойный XXI века.

Что касается ситуации в Москве, то, по словам наших иностранных коллег, ее можно охарактеризовать одним словом – the Hell. Обилие комплексов, дублирование и борьба каждой выставки за звание крупнейшей ставят зарубежных специалистов в тупик и дискредитируют российский рынок в целом. Во всем мире понятие «конкуренция» в выставочно-конгрессном бизнесе существует между регионами за их привлекательность для бизнеса. Везде работает четкая схема: «Один город – одна площадка – одна выставка определенной тематики в год». Поэтому мы говорим вовсе не о сохранении монополии одной организации, но о процессе, который работает на благо международного имиджа Петербурга и на становление нашего города как выставочно-конгрессного центра России.

Анатолий ЕРКУЛОВ, генеральный директор ЗАО «ЭкспоФорум»:

– Консолидация усилий двух крупнейших игроков будет эффективнее конкуренции с точки зрения продолжения развития рынка конгрессных и выставочных услуг. С одной стороны, будет проще договориться о распределении мероприятий между площадками, с другой – можно совместно продвигать конгрессные и выставочные возможности Санкт-Петербурга на зарубежных рынках. И то, и другое нужно было бы делать в любом случае, даже если бы сделка не состоялась. Просто теперь это сделать будет намного проще. Объединение усилий, безусловно, даст новый импульс развитию конгрессно-выставочной деятельности в городе. При этом я не считаю, что речь идет о монополизации рынка в Петербурге, т.к. во-первых, в городе есть и другие площадки для проведения выставок и конгрессов, а во-вторых, наверняка будут появляться новые. Конкуренция совершенно необходима рынку, и она еще здесь возникнет. Ее слабость или отсутствие говорят о недостаточном развитии отрасли. Но это этап, который необходимо пройти, а подобные события как раз и позволяют ускорить процесс. Что касается оценки методов конкурентной борьбы, то я бы делал различие между конкуренцией жесткой и недобросовестной. Мы придерживаемся принципов цивилизованного бизнеса и с уважением относимся к другим игрокам рынка, поэтому в своей деятельности используем и будем использовать только методы, допустимые с точки зрения деловой и профессиональной этики.

Полина ХОРОШИЛОВА, генеральный директор КОСК «Россия»:

– На мой взгляд, питерский вариант партнерства ОАО «Ленэкспо» и ЗАО «ЭкспоФорум» не является «монопольным». Скорее это – глобализация, и мне это интересно. В первую очередь от этого выиграют экспоненты, которым не нужно будет выбирать между двумя выставками в одном городе, во-вторых, это позволит саккумулировать усилия государственных, отраслевых, научных структур на одном выставочном событии. Чем меньше выставок одной тематики в отдельно взятом городе, тем выше эффективность каждого проекта. Корректировка планов двух ответственных партнеров позволяет упорядочить (хотя бы частично) выставочную деятельность в городе, придав ей дополнительный импульс и новый уровень.

Аркадий ЗЛОТНИКОВ, первый заместитель директора МВЦ «Крокус Экспо»:

– Трудно комментировать сделки, которые проходят между компаниями, не зная до конца всех нюансов и условий. ОАО «Ленэкспо» – ведущая выставочная структура Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Она всегда являлась и является площадкой для развития выставочного бизнеса, где работают опытные сотрудники и мудрые руководители. Я думаю, что добрые выставочные традиции будут по-прежнему соблюдаться, несмотря на смену пакетов акций и новые цели выставочного рынка Санкт-Петербурга. Слияние усилий компаний по развитию выставочной отрасли – это фактор положительный, наверно, действительно удобнее работать, объединив усилия, чем конкурировать. Но с другой стороны, монополизм, в том числе и в нашем бизнесе, не всегда хорошо влияет на рынок. Часто монополии используют свое положение, диктуя экспонентам трудновыполнимые условия. Хотя, еще раз хочу заметить, что руководство «Ленэкспо» этим не занимается.

Что касается ввода в строй новых выставочных площадей – это всегда огромный плюс, но, прежде всего, нужен трезвый расчет, который позволяет смотреть на дело с перспективой, не размениваясь на ненужные прожекты.

Конкуренция – неотъемлемый и полезный фактор экономики. Если рассматривать формат выставочного сектора, она позволяет потенциальным экспонентам выбрать самое полезное и перспективное решение об участии среди множества выставочных предложений. Именно на здоровой конкуренции и взаимовыгодном сотрудничестве должны базироваться принципы и основы выставочной этики.

Григорий ЗАРАЙСКИЙ, генеральный директор ООО «Рид Элсивер»:

– В Европе мы бы за это пошли в тюрьму. Там невозможно быть «эксклюзивным» в бизнесе. Борьба за потребителя идет не за счет договоров с конкурентами, а за счет улучшения качества услуг. Поэтому мы, как европейская компания, за конкуренцию. За корректную, с соблюдением моральных принципов, но конкуренцию. Мы категорически против монополизма и жесткого регулирования. Если кто-то хочет – пусть строит. Построился же в Москве «Крокус», сейчас собираются развиваться Сокольники, Лужков двигает идею «Серпа и Молота»…

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter