Posted 10 июня 2008,, 08:43

Published 10 июня 2008,, 08:43

Modified 8 марта, 08:07

Updated 8 марта, 08:07

Тихон Хренников писал музыку по утрам: как жил и творил великий композитор

Тихон Хренников писал музыку по утрам: как жил и творил великий композитор

10 июня 2008, 08:43
Тихон Хренников писал музыку по утрам: как жил и творил великий композитор

10 июня 2008 года исполняется 95 лет со дня рождения выдающегося советского и российского композитора Тихона Хренникова. В этот день на его родине - городе Ельце Липецкой области - открывается первый музыкальный фестиваль имени Тихона Хренникова. В нём примут участие известные композиторы, артисты и исполнители - Александра Пахмутова, Людмила Лядова, Лев Лещенко, Владимир Зельдин, Лариса Голубкина.

В дни фестиваля жители Ельца увидят спектакль Омского государственного музыкального театра «В шесть часов вечера после войны» на музыку Хренникова. А перед жителями Липецка выступят итальянский оперный тенор Роберто Аланья, ансамбль песни и пляски МВД. Всего на фестивале выступят 24 коллектива и более 600 участников, передаёт РИА «Новости». Завершится фестиваль 15 июня.

Всенародную славу Хренникову принесла так называемая легкая музыка - к спектаклям и кинофильмам и просто песни. Всем известно: «друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве», а «песней начинается все лучшее на свете». Задорные мелодии из «Гусарской баллады» тоже знакомы каждому.

Учащиеся хореографических училищ танцуют в его балете «Наш двор», а потом, взрослея, участвуют в «Любовью за любовь». В репертуаре каждого тенора есть романс «Как соловей о розе», который юный Тихон Хренников посвятил своей невесте Кларе, а басы исполняют серенады, написанные им к комедии Шекспира «Много шума из ничего».

Его талант композитора и песенника получил как народное, так и государственное признание - он лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, награжден многими орденами и медалями, в частности, орденом «Почета», высшей наградой ЮНЕСКО - медалью Моцарта.

Биографическая справка

Кумиром маленького Тихона был Моцарт - в 8 лет он прочел его биографию и решил стать композитором.

Он был десятым, младшим ребенком в семье приказчика. В доме постоянно звучала музыка. На гитаре и мандолине играли все. При этом старшие братья учились в МГУ, а потом работали в основном педагогами по физике и математике. Тихон рано пристрастился к музыке, и математика из него не получилось. Он пел в школьном хоре, с 9 лет начал учиться играть на рояле. Свой первый опус - этюд для фортепиано он написал в 13 лет. Музыкальной школы в его родном Ельце не было, и он учился у капельмейстера Преображенского полка.

Зимой 1927-1928 года Тихон приехал из родного Ельца в Москву и показал свои сочинения Михаилу Гнесину - помогла учившаяся в Гнесинском училище подруга сестры. Он посоветовал Тихону получить среднее образование, а затем поступить в музыкальное училище в Москве. Через год Тихон написал М.Ф. Гнесину письмо, где поделился своими сомнениями: достаточно ли у него способностей, чтобы избрать музыку своей специальностью, или же стоит стать секретарем сельсовета, к чему и готовили в школе? Михаил Фабианович прислал теплый ответ, в котором советовал поступать в техникум Гнесиных. После техникума Хренников поступил сразу на 2-й курс консерватории. К моменту перехода на 3-й курс он завершил свой фортепианный концерт, через два года, в 1935, написал симфонию.

В 1935 году Хренников познакомился со своей женой Кларой - журналисткой, которая работала в Союзе композиторов. Знакомство состоялось в танцевальном кружке, где балетмейстер из Польши учил их танцевать бостон. Клара в то время была замужем - Хренников увел ее от мужа. У композитора впоследствии было много неприятностей - Клара была еврейкой.

На него писали доносы: мол, Хренников защищает евреев потому, что находится под влиянием жены-еврейки. Каждый день он получал анонимные послания, где его изображали то казненным на электрическом стуле, то на пути к кладбищу, то на расстреле. Из-за постоянной травли у него случилось сильнейшее нервное расстройство, и в 35 лет он оказался на грани жизни и смерти, не мог ходить, писать музыку. Его отправили в Барвиху, где лежали больные с истощением нервной системы. Главный врач сказал, что прогноз неутешителен. После этого Хренников не спал 17 суток, мучился галлюцинациями. Клара спасла мужа от смерти - прямо в больничной пижаме Хренников лег на дно машины, жена прикрыла его одеждой и увезла. Вернувшись в Москву, Хренников позвонил главврачу и обещал вернуть казенную пижаму при первой возможности. После барвихинского «лечения» он не мог работать год.

После премьеры Первой симфонии Хренникова стали называть московским Шостаковичем. Он получил заказ от театра Вахтангова - написать музыку к спектаклю «Много шума из ничего». Осенью 1936 года с колоссальным успехом состоялась его премьера.

За полгода до премьеры спектакля прошли выпускные экзамены в консерватории, которые принимали С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский, В.Я. Шебалин. И тут произошло нечто неожиданное. Тихон Хренников, уже известный, исполняемый композитор, по специальности получил четверку. Ему пояснили, что эта отметка поставлена по настоянию Прокофьева. Хренников боготворил его и понимал, что Прокофьеву дано высшее право судить о музыке. Поразмыслив, он положил себе в жизни за правило не огорчаться неудачам и никогда не праздновать свои победы и успехи. Сосредоточиться только на своем деле.

После успеха спектакля «Много шума из ничего» театр Вахтангова тут же заказал Хренникову музыку к следующей постановке – «Дон Кихот» М. Булгакова. Он написал к ней несколько песен и симфонических эпизодов. Затем была написана музыка к спектаклю «День рождения» В. Киршона.

В 1937 году творческий успех для Т. Хренникова сочетался с личной драмой. Он увлеченно работал над оперой «В бурю», крепла его дружба с В.И. Немировичем-Данченко. Неожиданно были арестованы его братья Николай и Борис. Тихон Николаевич предпринял все, что мог: писал письма в высокие инстанции, просьбы об открытом суде, но оба брата погибли.

К октябрю 1939 года опера «В бурю» была завершена, и вскоре состоялась ее премьера, имевшая большой успех. На представлении оперы в театре присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов. В то время это было сенсацией и высшим знаком признания.

В том же году по просьбе Ивана Пырьева Тихон Хренников написал музыку к фильму «Свинарка и пастух». Люди полюбили фильм, полюбили и песни. Одновременно Хренников приступает к работе над Второй симфонией. Когда началась война, жена с ребенком и матерью были эвакуированы в Свердловск. Тихон Николаевич остался в Москве. Как и большинство композиторов, в своем творчестве он делал акцент на песни, посвященные войне. Среди них наиболее популярными стали «Все за Родину», «Есть на свете хороший городок», «Прощание».

В 1941 году Хренников отправился в Свердловск - навестить семью. В эту пору там находился Театр Красной армии, руководителем которого был А.Д. Попов, который предложил Хренникову заведовать в театре музыкальной частью, а также написать музыку к пьесе «Давным-давно» А. Гладкова. По мотивам «Давным-давно» в 1962 году был снял фильм «Гусарская баллада» с музыкой Хренникова.

В 1943 году Пырьев и поэт-сценарист Гусев предложили Хренникову написать музыку к фильму «В шесть часов вечера после войны». Картина вышла на экраны в конце 1944 года. Песни из фильма стали популярны мгновенно и надолго, а «Марш артиллеристов» из этой ленты артиллеристы сделали чуть ли не своим гимном. Многие думали, что фильм снят после войны - ведь там есть даже салют Победы на Красной площади. Во время съемок, когда еще шли бои с фашистами, кинематографисты не сомневались в будущей Победе.

Размеренная творческая жизнь Хренникова была прервана в 1948 году, когда Сталин назначил его Генеральным секретарем Союза композиторов. До этого Хренников не состоял ни в каких комитетах, все время посвящал музыке. Но пойти против Сталина Хренников не смог. С 1948 по 1991 год, когда не стало СССР, он занимал этот пост. Хренников рассказывал: «У меня не было никакой административной жилки, но жизнь заставила научиться и этому. Мне, молодому необстрелянному мальчишке, пришлось, по сути дела, руководить всей советской музыкой. Я так поставил дело: с утра писал музыку, а в Союз приезжал только после пяти часов...Так за 43 года пребывания на посту генсекретаря Союза я смог написать музыку ко многим спектаклям и кинофильмам, операм и балетам».

Когда Хренников занимал пост председателя Союза композиторов, ему однажды пришлось читать написанный в ЦК доклад, где критиковались Прокофьева, Шостакович. По этому поводу он сильно переживал. В доносах Хренников, в отличие от руководителей Союза писателей, замешан не был.

Годы у «руля» Союза композиторов были плодотворны для Хренникова: он написал оперы «Мать» (1957), «Доротея», «Золотой теленок», «Голый король», балеты «Любовью за любовь», «Гусарская баллада»; оперетты «Сто чертей и одна девушка», «Белая ночь». Композитор активно работал до последних дней своей жизни: написал балеты «Наполеон Бонапарт», «Капитанская дочка», возглавлял оргкомитет Международного конкурса имени П.И. Чайковского, был председателем Конкурса молодых композиторов России, вел класс в Московской Государственной консерватории, пишет информагентство.

Тихон Хренников скончался 14 августа 2007 года и был похоронен в своем родном городе Ельце.

"