Posted 9 июня 2004,, 20:00

Published 9 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Жизнь или деньги

Жизнь или деньги

9 июня 2004, 20:00
Сегодня в хакасском городе Черногорске пройдут похороны Валентины Шестаковой – участницы массовой голодовки работников шахты «Енисейская». Она умерла от инсульта – сказался стресс, перенесенный во время акции протеста. Это уже второй случай гибели работника «Енисейской» из-за голодовки. Горняки просто вынуждены идти на

Голодать на «Енисейской» начали еще 16 апреля 2004 года. Тогда в акции приняли участие 59 работников шахты, которым не выплачивали зарплату с октября 2003 года. Задолженность составила более 7 млн. рублей. 23 апреля, не выдержав напряжения, от сердечного приступа умер один из голодавших – 54-летний шахтер Анатолий Сипкин. Через два дня после гибели горняка администрация города Черногорска зашевелилась и нашла 1 млн. рублей. Всем, кто голодал, выплатили долги по зарплате.

17 мая еще 148 шахтеров объявили голодовку. Среди них была Валентина Шестакова. «Ей говорили: не голодай! А она: я, как все, – рассказал «НИ» дежурный по шахте «Енисейская» Алексей Нонахтаев. – Чудесная женщина была, общительная, живая, душой за работу болела, и коллектив ее очень любил».

Главный инженер обогатительной фабрики ООО «Енисей-уголь» Татьяна Джаншуки дружила с Валентиной чуть ли не с момента ее прихода на шахту – с 1971 года. «Закончила она Горный техникум – и сразу к нам, – вспоминает Татьяна Джаншуки. – Начала рабочей, закончила начальником смены. Организм у нее был всегда сильный. За 33 года работы на шахте больничных почти не брала. Давление поднимется, она примет таблетку и снова работает как ни в чем не бывало. Но переживала Валентина ситуацию с долгами по зарплате сильно. Она ведь еще в 98-м, когда шахта первый раз обанкротилась, потеряла крупную сумму денег. Потом пришел новый хозяин, снова ее пригласил. Она долго сомневалась, но все-таки пошла. И снова случилось то же самое!»

Всю голодовку Валентина Шестакова чувствовала себя очень плохо. Несколько раз по настоянию медиков была госпитализирована из-за высокого артериального давления. Однако каждый раз, пройдя в больнице все процедуры, она снова присоединялась к голодающим. На отчаянный шаг ее толкала безысходность – денег на жизнь не было совсем. 28 мая кредит перед всеми работниками шахты был погашен. 6 млн. 20 тыс. рублей были выплачены за счет бюджетного кредита.

Спустя неделю, 5 июня, у Валентины случился инсульт, она впала в кому. Через два дня умерла в больнице. Сегодня в Черногорске пройдут похороны, проститься с коллегой придет практически весь коллектив шахты. Все горняки убеждены, что Валентину измотала голодовка. Нервы последние месяцы у всех были на пределе. Никто до последнего момента не знал – дадут деньги или не дадут. Однако у чиновников свой взгляд на трагедию. Начальник горотдела здравоохранения Черногорска заявил: «Уход Валентины из жизни никак не связан с последствиями голодовки, так как все ее участники после завершения акции были тщательно обследованы медиками, и их состояние не вызывало каких-либо опасений».

«Наше законодательство не предусматривает ни уголовной, ни административной ответственности, скажем, за смерть работника в результате голодовки, – сказал «НИ» адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Алексей Паршиков. – Потому что голодать или нет, решает каждый для себя сам, а забастовка – лишь временный добровольный отказ от своих трудовых обязанностей. Кроме того, между событием и последствиями должна быть установлена причинно-следственная связь. Если никакой зависимости нет, соответственно, не будет и последствий».

Вместо извинений чиновники решили привлечь оставшихся в живых шахтеров к уголовной ответственности. Республиканская прокуратура несколько недель назад подала в суд города Черногорска Республики Хакасия иск к группе работников шахты «Енисейская». Ответчиками по иску проходили начальник водоотлива шахты Владимир Сапогов и 15 его сотрудников. По мнению прокуратуры, они прекратили откачку грунтовых вод и тем самым создали угрозу затопления шахты и части прилегающего населенного пункта. Однако чиновники все же одумались и отозвали иск.

«Мы давно забыли, что такое мясо»

Вчера к 42 голодающим шахтерам из города Шахты, требующим от руководства «Ростовугля» рассчитаться с долгами по зарплате, присоединились водители автоколонны №5 из Новошахтинска, которая принадлежала «Ростовуглю». В мае 2004 года предприятие было ликвидировано, рабочим выдали трудовые книжки. А вот оплатить задолженности по заработной плате и пособие по увольнению руководство предприятия отказалось. Водители были вынуждены пойти на крайние меры. «Пока в акции протеста принимают участие 17 человек, – сообщил «НИ» заместитель председателя территориального комитета Росуглепрофа Юрий Каунов. – Это в основном люди 35–50 лет. Голодающих могло бы быть больше, ведь заявление на голодовку подали 45 человек. Но в связи с отсутствием необходимого помещения мы смогли разместить только 17 голодающих. Сейчас они расположились в бывшей диспетчерской автобазы, хотя по началу мы планировали проводить акцию перед зданием городской администрации».

Точные суммы по невыплаченным пособиям и зарплатам пока никто назвать не может, так как должных расчетов на предприятии просто не велось. Но, по предварительным данным, задолженность составляет 5 млн. рублей.

А в Шахтах тем временем мало что изменилось. В приемной заводоуправления, прямо у двери директора оборудованы лежаки, уставлен столик с водой и лекарствами. На стенах – самодельные плакаты: «Люди! Сколько можно нас обманывать!»; «За невыплату зарплаты – в тюрьму!».

«Я не получаю зарплату с июля прошлого года, – говорит бригадир подземных горномонтажников Анатолий Жиров. – О мясе в моей семье давно уже забыли. Хватает лишь на хлеб и воду. У меня дети, внучка. Как жить? Только и остается, что лечь и помереть с голоду. А где голодать, мне разницы нет – дома или в приемной у начальника. Тем более что после 21 июня наше управление вообще закрывают, а нас выбрасывают на улицу».

Состояние многих бастующих в последние дни заметно ухудшилось. Здесь постоянно дежурят врачи. Двоих участников акции пришлось госпитализировать. Но на их место пришли новые.

Штрейкбрехеров не нашлось

По словам министра промышленности Ростовской области Сергея Назарова, возвращать долги рабочим «Ростовугля» можно будет только после распродажи имущества ликвидируемой компании. Торги должны начаться 15 июня. Когда же все имущество компании будет распродано, точно сказать не может никто. «Активы «Ростовугля» в плачевном состоянии, – сказали «НИ» в теркоме Росуглепрофа. – Скорее всего, компания не сможет рассчитаться даже с горняками, работавшими под землей, не говоря уже о долгах перед работниками вспомогательных предприятий».

Во вторник к голодающим вышел директор завода шахтного оборудования Елизбазаров. «Он предложил выплатить часть долга сейчас, но только участникам акции, – сказала «НИ» инженер-технолог Вера Грылова. – Однако никто из нас на это не пошел. Ведь наше предприятие задолжало более 600 рабочим. Причем возврата долгов требуют и те, кто был уволен с завода раньше, но полностью расчета так и не получил. Поэтому они тоже сегодня среди нас».

В конце прошлой недели был задержан и помещен в следственный изолятор директор Шахтинского строительно-монтажного управления №1 Анатолий Игнатов. Ему предъявлено обвинение сразу по двум статьям Уголовного кодекса «невыплата заработной платы» и «растрата, совершенная с использованием служебного положения». Отстранен от должности и также задержан главный бухгалтер управления.

Куда делись шахтерские миллионы – вопрос пока открытый. По словам сотрудника пресс-службы ГУВД Ростовской области майора милиции Ольги Какуткиной, «деньги обналичивались через подставные фирмы-однодневки». Первые сигналы о неблагополучии в шахтинском строительно-монтажном управлении №1 поступали еще в августе прошлого года. Но только после «крика отчаяния» голодных и обманутых рабочих дело сдвинулось с мертвой точки.

Сейчас общая задолженность на «Ростовугле» свыше 140 млн. рублей. В ночь на среду одной из голодающих – работнице Шахтинского завода шахтного оборудования Инне Чувардиной стало плохо с сердцем, резко упало давление. Пришлось срочно вызывать «скорую помощь». Но Инна от госпитализации отказалась и осталась со своими товарищами ждать, когда им выплатят положенную зарплату.




Голодающих шахтеров отправили в больницу

"