Posted 9 апреля 2007,, 20:00

Published 9 апреля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:43

Updated 8 марта, 08:43

Рассеять дым

Рассеять дым

9 апреля 2007, 20:00
На этой неделе в Нижегородской области пройдет первое судебное заседание по делу о закрытии крупнейшей в России свалки. Волго-Вятская природоохранная прокуратура из экологических соображений требует прекратить эксплуатацию Игумновского полигона твердых бытовых отходов, расположенного в 15 километрах от Нижнего Новгород

Игумновский полигон – давняя головная боль нижегородских экологов. Сюда ежегодно сваливают не менее 4 млн. кубометров бытовых отходов. В глубине мусорных гор – незатухающий пожар, дым от которого отравляет жизнь жителям областного центра и окрестных деревень. Ядовитое марево не только загрязняет атмосферу, но и мешает движению на проходящей неподалеку автотрассе Москва – Нижний Новгород.

Несколько месяцев назад жители окрестных деревень подали жалобу в Нижегородскую природоохранную прокуратуру. Они писали, что постоянно горящий городской полигон ТБО представляет огромную угрозу их здоровью. «Часто это горение достигает масштабов огромного пожара. Жители снова и снова получают ударную дозу стойких органических загрязнителей, образующихся при горении содержимого свалки. Эти газовые атаки повторяются с досадной регулярностью. Кто понесет за это ответственность и кто исправит ситуацию?» – говорится в обращении.

К мнению местных жителей прислушались, тем более что оно совпадало с мнением губернатора Валерия Шанцева, который не раз обращал внимание на проблему полигона. В итоге Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура направила в суд иск против эксплуатирующей организации. Прокуроры указывают на нарушение федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», а также санитарно-эпидемиологических правил. Если это будет доказано, свалку, скорее всего, закроют.

«Развивать полигон на этой территории больше нельзя. Уже того, что есть сейчас, достаточно, чтобы ближайшие сто лет закрытая свалка загрязняла грунтовые воды», – заявил «НИ» представитель общественной независимой организации «Социально-правовое экологическое сотоварищество» Дмитрий Левашов. Тем более нельзя продолжать развивать полигон, на котором постоянно нарушались правила складирования отходов. Они не пересыпаются, как положено, через слой инертным материалом, в результате чего свалка постоянно дымит.

Но даже если суд встанет на сторону экологов, свалку вряд ли закроют. На это уповают местные чиновники, которые не раз заявляли, что «отходы туда будут возить до полного заполнения полигона». «Если закроют Игумновский полигон, для нас это будет серьезнейшей проблемой, поскольку 63% городского мусора мы возим туда»,– сообщил на днях мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов.

Градоначальник понимает, что «дальнейшая эксплуатация полигона в таком виде невозможна». Но здесь неизбежно встает вопрос: где найти места для полигона нового. Какая из районных администраций согласится отдать свою землю под складирование бытовых отходов. На столь неприятное соседство при довольно скудном по европейским меркам финансировании решится далеко не каждый.

«Если закроем Игумновский полигон, куда направим поток мусора? В моем понимании, это больше похоже на показательную акцию природоохранных чиновников,– пояснил «НИ» руководитель экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов. – При этом природоохранное законодательство будет дискредитировано, поскольку инициируется судебное решение, которое априори невыполнимо».

МОСКВА ЗАЙМЕТСЯ УТИЛИЗАЦИЕЙ СТАРОЙ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

В конце минувшей недели столичное правительство издало распоряжение, согласно которому в городе будет налажена система сбора и утилизации электробытовых отходов. В ближайшее время будут подобраны земельные участки, на которых разместятся специализирующиеся в данной отрасли предприятия.
«Проблема утилизации электробытовых отходов действительно стоит очень остро, – рассказал «НИ» президент Центра экологической политики Алексей Яблоков – По последним официальным данным, только около 30% отходов легально захораниваются, все остальное бесконтрольно вывозится на нелегальные свалки. Доля же устаревшей электронной техники в общем объеме бытового мусора чрезвычайно высока, а ведь во многих этих устройствах содержатся не только драгоценные металлы, но и вредные для человека вещества, в том числе свинец, ртуть, кадмий, хром».
Столица уже не первый год пытается решить проблему утилизации старой техники. Первым с законодательной инициативой выступил в 2002 году министр природопользования и защиты окружающей среды города Москвы Леонид Бочин. Тогда предложенный им проект был признан недоработанным.
«Дело в том, что в деле утилизации отходов слишком много заинтересованных лиц, – говорит г-н Яблоков – Ежегодно денежный оборот в «мусорном бизнесе» по оценкам специалистов составляет около 5 млрд. долларов, и, естественно, большая часть этого бизнеса является теневой. Понятно, что мусорным магнатам структуризация рынка не выгодна».
Однако на этот раз столичное правительство настроено решительно. Проект уже находится на стадии разработки технико-экономического обоснования (ТЭО), занимается им департамент градостроительной политики Москвы. Однако в программе по-прежнему остается много неясного. Как, например, решать проблему сбора старой бытовой техники в городе, где полностью провалился эксперимент раздельного сбора мусора?
Эксперты убеждены: к порядку москвичей можно приучить только рублем. «Эффективной, например, была бы система, подобная той, что действует в Екатеринбурге, – рассказал «НИ» вице-президент Российского Зеленого Креста Александр Чумаков. – По городу разбросано много приемных пунктов по сбору бытовых отходов с четким прейскурантом цен, стимулирующим тщательное разделение сырья на первичное и вторичное».

Алексей МАКЕКО

"