Posted 10 марта 2017,, 16:41

Published 10 марта 2017,, 16:41

Modified 8 марта, 02:03

Updated 8 марта, 02:03

Эксперт: вариантов помощи валютным ипотечникам на самом деле немного

Эксперт: вариантов помощи валютным ипотечникам на самом деле немного

10 марта 2017, 16:41
Предложение министра финансов РФ Антона Силуанова помочь валютным заемщикам и перенастроить систему государственной помощи вызывает много вопросов. Такое мнение в беседе с ФБА "Экономика сегодня" озвучил доцент Международного банковского института Александр Щелканов.
Сюжет
Банки

Обещания правительства решить вопрос с валютными заемщиками звучат достаточно регулярно, но действенного механизма избавления от долгов по валютной ипотеке сегодня не выработано ни госдумой, ни правительством. Россия оказалась уникальной страной: в стремлении заработать побольше не считаясь с рисками, люби брали ипотеку в иностранной валюте. Более того, в 2008 году зарплаты многие получали в долларах и даже швейцарских франках. Для развитых стран Запада подобное нонсенс – там берут кредиты в национальной валюте. Как результат недальновидности – неучтенные риски и пострадавшие заемщики.
Последние новости в сфере валютной ипотеке показывают, что этот вопрос вызывает социальную напряженность. Однако представители банковской системы справедливо недоумевают: почему этим вопросом должно заниматься правительство. С их точки зрения ситуация очень проста: в погоне за низкими процентными ставками заемщики валютной ипотеки шли на риск, и сегодня просто не выполняют обязательства – зачем решениями правительства вмешиваться в договорные отношения? Вариантов помощи валютным ипотечникам от государства на самом деле не много, в основном они перекликаются со все той же АИЖК».
В июне 2016 года Лазаревский районный суд Сочи вынес решение в пользу такого заемщика, обязав банк пересчитать валютный кредит в рубли и главное - по курсу на момент взятия кредита. Это дело прошло все инстанции, включая Верховный суд, и первоначальное решение оставлено в силе. Однако в России не прецедентная судебная система, как, например, в США, потому надежд, что все иски к банкам будут под копирку списаны с уже имеющегося решения, очень мало.
"Это частный случай, который нельзя считать прецедентом. Если говорить о пострадавших, то почему-то речь идет лишь о частных лицах - валютных ипотечниках. О том, что в результате обвала рубля в 2014-м многие бизнесмены оказались в сложном положении из-за кредитов в валюте, почему-то не принято. Также редко говорят, что наравне с заемщиками риски несет и банк – для него важно, чтобы не нести убытков, вернуть заем в той же валюте, в которой он выдавался. Больше того: все россияне из-за девальвации рубля три года назад в той или иной мере пострадали – наши доходы упали вдвое в долларовом эквиваленте. Но этого гражданам никто компенсировать не требует – это абсурд.
На сегодняшний день любая помощь валютным заемщикам упирается в расходы федерального бюджета – возобновление программы АИЖК. Насколько это целесообразно в сложившейся ситуации – вопрос отдельный. Как минимум для положительного решения нужна политическая воля первых лиц государства, также необходимо где-то найти средства на эту поддержку, а объемы финансирования потребуются существенные.
Готового решения этой проблемы нет, и вряд ли оно появится в будущем. Как известно, банки выселяют заемщиков из квартир, считающихся залоговыми. По законодательству практически невозможно лишить россиянина единственного жилья. Но на поверку оказывается, что квартиры, под которые они брали ипотеку в валюте, у подавляющего большинства не единственные – люди вкладывались с целью инвестировать. Насколько целесообразно правительству направлять средства из дефицитного бюджета на поддержку граждан в такой ситуации – вопрос остается открытым", - заключает Александр Щелканов.
Полная версия материала здесь

"