Posted 9 марта 2011,, 21:00

Published 9 марта 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:28

Updated 8 марта, 06:28

Сканер преткновения

Сканер преткновения

9 марта 2011, 21:00
На днях глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко объявил, что рентгеновские сканеры авиапассажиров могут вызвать рак при частоте полетов более 20 раз в год. В столичных аэропортах утверждают, что их сканеры безвредны. По словам врачей-рентгенологов, 20 облучений на аэропортовом сканере идентичны одному рентгеновскому с

Вредному влиянию рентгеновских сканеров предполетного досмотра авиапассажиров посвящено информационное письмо Роспотребнадзора, подписанное Геннадием Онищенко. В письме названо максимально допустимое количество облучений рентгеновским сканером – 20 в год. «Самое малое дополнительное облучение увеличивает вероятность возникновения у человека или его потомства вредного эффекта», – предупреждает главный санитарный врач РФ. Все рентгеновские сканеры названы «представляющими потенциальную опасность для здоровья человека». Геннадий Онищенко требует перед каждым облучением пассажира сообщать ему о дозе облучения и последствиях для здоровья и облучать человека только с его согласия.

Однако представители всех трех столичных аэропортов («Домодедово», «Шереметьево», «Внуково») заверили «НИ», что рентгеновские сканеры пассажиров у них не используются. Рентгеновскому облучению подвергают только багаж пассажиров. Людей же досматривают с помощью радиоволновых сканеров, у которых мощность сигнала в разы меньше, чем у мобильного телефона. Пресс-секретарь Роспотребнадзора Любовь Воропаева в беседе с «НИ» прокомментировать заявления представителей аэропортов не смогла.

Если сканирование действительно вредно, страдать от него должны в первую очередь пилоты. Бывший главный инспектор в области гражданской авиации Ространснадзора Анатолий Кнышов говорит «НИ», что летчики проходят предполетный досмотр наравне с пассажирами, при том что летают многократно чаще. Однако больший вред, по словам г-на Кнышова, наносит не сканер в аэропорту, а облучение в полете, так как на высоте 10–11 километров радиационный фон в 100 раз превышает фон на поверхности Земли. Летают же пилоты в среднем по 100 часов в месяц.

В письме Роспотребнадзора указана максимальная суммарная доза при 20 сканированиях за год – 10 мкЗв. Врач-рентгенолог одной из столичных клиник рассказал «НИ», что эта доза соответствует пороговой при однократном рентгеновском облучении (10–100 мкЗв). Пациентов облучают столько раз, сколько назначит врач. Врачи-рентгенологи носят с собой датчик, и, когда он накапливает 20 тыс. мкЗв, врачей на время отстраняют от работы.

Роспотребнадзор также объявил, что скрытые рентгеновские сканеры не подходят для контроля пассажиропотока в метро: при просвечивании движущихся людей «информативность результатов значительно снижается». Для получения же «точной информации» пассажиров придется помещать в кабинки на 3–6 секунд. Кроме того, вызванное сканированием «увеличение коллективной дозы техногенного облучения» повысит риск заболеть раком.

Выявлять же с помощью сканеров запрещенные предметы у движущихся людей пока еще не научились, хотя в США исследования идут уже шесть лет и потрачены сотни млн. долларов, говорит «НИ» директор Ассоциации индустрии безопасности Александр Иванченко. В Московском метрополитене проверять пассажиров начнут с 16 марта на станции «Охотный Ряд», однако проверки будут выборочными, и проведут их традиционным способом – рамка металлоискателя и просвечивание багажа. Оборудование на станцию уже завезли.

"