Posted 9 февраля 2015,, 21:00

Published 9 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:58

Updated 8 марта, 03:58

Иллюзия охраны

Иллюзия охраны

9 февраля 2015, 21:00
На минувшей неделе прошел ровно год со дня трагедии в школе № 263 в столичном районе Отрадное, где десятиклассник застрелил своего учителя и полицейского. Многие московские и региональные учебные заведения среагировали на инцидент, попытавшись усилить меры безопасности в школах. Идея прописать в законах требования к ох

Напомним, инцидент в школе № 263 в Отрадном произошел 3 февраля 2014 года. Тогда десятиклассник Сергей Гордеев пронес с собой в школу две винтовки, а затем застрелил своего учителя биологии и географии Андрея Кириллова и прибывшего на место полицейского Сергея Бушуева. После этого случая властями было поручено принять меры по оснащению школ системой видеонаблюдения.

На прошлой неделе Министерство образования и науки РФ отчиталось о том, насколько усилилась безопасность в учебных учреждениях за год. «Ряд российских школ уже оснащен современной аппаратурой, позволяющей обеспечивать безопасность учеников», – говорится в сообщении ведомства. Так, в Чеченской Республике практически все общеобразовательные учреждения оснащены системой видеонаблюдения, в Свердловской области – более половины, а в Челябинской из 848 школ камеры установлены в 391. К июлю 2015 года все школы должны предоставить аналогичные отчеты.

«Дорогая бутафория закуплена, а толку нет», – заявил «НИ» вице-президент международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» Алексей Филатов. «В конце января мы участвовали в проверке школ в Москве. Даже в лучших из столичных учреждений много недочетов. А в большинстве школ ничего не изменилось», – подчеркнул собеседник «НИ». По его словам, камеры установили во многих школах, а вот человека, который бы следил за мониторами в реальном времени, к ним приставить в большинстве случаев не догадались.

«Учебные учреждения оснастили тревожными кнопками и камерами наблюдения, данные с которых поступают на городской сервер, где хранятся тридцать дней. Вот только обрабатываются эти данные только в случае ЧП. К тому же есть камеры с очень маленьким разрешением, что потом и не разобрать лица человека», – отметил «НИ» Алексей Филатов. Не используются надлежащим образом и металлоискатели, которые, по мнению г-на Филатова, в школах должны быть. «Рамки в школах стоят, но не используются, и ручные детекторы не применяют», – подчеркнул «НИ» Алексей Филатов, который ранее в своем блоге отметил, что за последний год зафиксировано множество случаев проноса в школы холодного и травматического оружия.

Одной из школ, где после случая в Отрадном задумались о безопасности, стал лицей № 548 «Царицыно». «В школе теперь в два раза больше камер и действует контрольно-пропускная система. Кроме того, у нас заключен договор с охранным предприятием и нас защищает профессиональный работник», – рассказал «НИ» директор лицея Ефим Рачевский. Однако, по его мнению, этого недостаточно для обеспечения безопасности. Самое главное – это человеческий фактор. «Важно наладить взаимодействие, диалоговое сосуществование учителя с учениками. Ведь педагог видит детей постоянно. Каждый из учителей проходил серьезный курс психологии в пединститутах, поэтому он обязан заметить какие-то изменения в поведении ребенка и отреагировать на это, не допустив трагической ситуации», – пояснил «НИ» директор центра образования «Царицыно».

Фото: TOMSK.INFO

Проблема не в отсутствии серьезной системы охраны в школе, а в недостатке психологического сопровождения, соглашается зампред комитета ГД по образованию Ирина Мануйлова. «Система видеонаблюдения есть, но это защита от внешних проявлений преступности. А чтобы истории не повторялись, нужно вести работу с кадрами. К сожалению, в процессе модернизации произошло сокращение психологической службы, хотя состояние психики подростков год от года только ухудшается. Поэтому необходимо повышать квалификацию педагогов, классных руководителей в плане обеспечения контроля за психическим состоянием детей», – пояснила собеседница «НИ».

Однако серьезные меры безопасности имеют возможность обеспечить только школы крупных городов. Нередко в учебных заведениях отсутствует даже охранник. В иных же случаях дети остаются в опасности даже при его наличии.

За последние дни региональные СМИ рассказали сразу о нескольких примерах халатного отношения школьных вахтеров к службе. Так, в Тюмени правоохранители проводят проверку по факту случая, когда оказавшуюся в опасности семиклассницу спасать пришлось… ее сверстнику. К девочке пристали трое взрослых и пьяных мужчин, невесть как оказавшихся в стенах школы. Причем, по словам школьника Максима Девяткова, охранники находились поблизости, но не придали происходящему особого значения. Не тронулись они с места и после того, как завязалась драка между школьником и одним из мужчин, который избивал ребенка, пока тот не потерял сознание. Позже семиклассника госпитализировали.

В Якутии же охранник не бездействовал, а сам стал нарушителем порядка. В минувшую среду в селе Тенкя Сунтарского улуса нетрезвый сторож школы несколько раз выстрелил из охотничьего ружья в здание образовательного учреждения, где в тот момент находились дети, и в частный дом. По факту происшествия возбуждено уголовное дело.

Безопасность – вопрос не только технического оснащения, но и профессиональных кадров, убежден в беседе с «НИ» Алексей Филатов: «Любая техника хороша и работает только в грамотных профессиональных руках. А этого как не было, так и нет». По его словам, охранники в школах в основном приезжают из регионов и работают вахтами по три-четыре недели за 1200–1600 рублей в сутки. Чтобы избежать замечаний за длительную бессменную работу, охранников периодически перебрасывают на другой объект – например, в соседнюю школу. «Во-первых, этот человек не профессионал, если идет работать на таких условиях. Во-вторых, такой «переброс» еще больше ослабил ситуацию с безопасностью: пока человек охраняет одну школу, он запоминает всех учеников, учителей и может быстрее среагировать на нештатную ситуацию», – пояснил «НИ» Алексей Филатов. По его мнению, если бы школы нанимали профессиональную охрану, трагических случаев вроде того, что произошел в Отрадном, можно было бы избежать: «Ничего в этом страшного нет. И школу в тюрьму мы не превращаем. Это реагирование на те условия, в которых сейчас живет Россия».

В Германии охрана есть только в самых неблагополучных школах

В немецких школах ни охраны, ни турникетов, ни пропусков не существует. Вход совершенно свободный, независимо от того, начальная это школа или гимназия. Вероятно, видеонаблюдение существует, но это скорее дань времени, нежели практическая необходимость.
При этом инциденты, связанные с вторжением в школы преступников, крайне редки и получают широкую огласку в прессе. Так, в 2007 году в неблагополучном районе Берлина Нойкёльне было зарегистрировано сразу несколько громких случаев нападений на учеников и педагогов местных школ. Тогда районные власти провели тендер на организацию охраны в наиболее неблагополучных школах. Муниципалитет выделил на эти цели 700 тысяч евро в год. 16 из 66 школ района стали патрулировать сотрудники частной службы безопасности. Через пару лет, когда ситуация с правонарушениями в районе нормализовалась, охрана школ была упразднена.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен
"