Posted 9 декабря 2019,, 08:30

Published 9 декабря 2019,, 08:30

Modified 7 марта, 15:35

Updated 7 марта, 15:35

Операторы связи попросили право блокировать мошеннические звонки банковским клиентам

Операторы связи попросили право блокировать мошеннические звонки банковским клиентам

9 декабря 2019, 08:30
Фото: sbankom.com
Мошеннические звонки клиентам банков с использованием социальной инженерии операторы связи хотят блокировать. Они просят о соответствующих полномочиях, но закон пока не проработан.

Эксперты предлагают использовать биометрию для подтверждения сомнительных операций. Проблемой также стало нежелание самих граждан делиться необходимыми данными, сообщает «Коммерсантъ».

На сегодняшний день складывается удручающая ситуация в сфере защиты данных клиентов банков от мошеннических звонков. Например, Сбербанк отмечает рост жалоб на такие звонки с начала 2019 года в 15 раз – до 2,5 миллионов обращений. Первый заместитель главы БСТМ МВД России Олег Козлов сообщил, что в этом году было возбуждено 240 тысяч уголовных дел по банковской системе, что на 10% больше, чем в 2018 году.

По словам главы дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-банка Алексея Голенищева, сегодня мошенники активнее пользуются уязвимостями, которые операторы буквально «подарили» рынку в бесконтрольной продаже и замене сим-карт. Банковское сообщество, по словам Голенищева, ждет решений по защите от мошеннических звонков именно от операторов связи.

Но операторы не имеют возможности самостоятельно блокировать подозрительные звонки, комментирует руководитель направления департамента гарантирования доходов «Ростелекома» Федор Куц. Если банки могут мошеннические операции останавливать, то этой возможностью не наделены операторы связи, которые не могут блокировать звонок только на основании собственных подозрений. А наделение операторов такими полномочиями вполне могло бы стать решением проблемы.

Минкомсвязь намерено разработать поправки к существующему закону вместе с другими федеральными органами. А Банк России собирается защитить клиентов с помощью просвещения граждан о правилах кибербезопасности.

Но пока банки самостоятельно вынуждены искать решение, которое при этом не потребует лишних действий от пользователей услугами. Эксперты считают, что спасти положение сможет только биометрия.

А поведенческая биометрия – идентификация клиента по только ему свойственному поведению при наборе логина и пароля – поможет не только выявить, кто именно вошел в систему, но даже определить, действует ли человек при этом по своей воле или же под диктовку мошенников. Однако такой способ возможен лишь при наличии широкого набора статистических данных и для активных пользователей, считает директор по продуктам компании ID R&D Олег Ковпак. Эксперт уверен, что подделать можно и фотобиометрию – распространенный в банках способ, применяемый в случае нестандартных операций. А вот голосования биометрия, по словам начальника отдела п противодействию мошенничеству «Инфосистем Джет» Алексея Сизова, может использоваться только при обращении в колл-центры.

По данным ЦБ, собираемые для нужд самих банков данные биометрии, недостаточны – в сентябре их было всего около 30 тыс штук. Кроме того, участники рынка не доверяют Единой биометрической системе из-за закрытости данных о ней.

Напомним, что привычные способы кибермошенничества вытеснили психологические уловки и манипуляции – так называемая социальная инженерия. Резкий рост атак с использованием социальной инженерии эксперты связывают с быстрой ликвидацией технических уязвимостей в банковских системах.

"