Posted 8 декабря 2015,, 21:00

Published 8 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:09

Updated 8 марта, 03:09

ФСИН не уполномочен заявить

ФСИН не уполномочен заявить

8 декабря 2015, 21:00
Завтра Преображенский суд Москвы, как ожидается, огласит приговор 76-летнему гражданскому активисту Владимиру Ионову (на фото слева), который может стать вторым осужденным за неоднократные нарушения на массовых мероприятиях. Тем временем первый такой осужденный, Ильдар Дадин (на фото справа), чей трехлетний реальный ср
Сюжет
Суды

Как рассказала «НИ» адвокат Дадина Ксения Костромина, в СИЗО-4 («Медведково») Дадин чувствует себя нормально и ни на что не жалуется. «Ничего ужасного здесь нет: отношение нормальное, кормят хорошо. Как в пионерлагере, из которого нельзя выйти», – передает защитник слова активиста.

В понедельник Дадин был взят под стражу в суде сразу же после вынесения приговора. В течение всего вчерашнего дня его местонахождение оставалось неизвестным. В Басманном суде и в приемной ФСИН отказались сообщать защите о местонахождении Дадина. Представители ФСИН предлагали Ксении Костроминой писать официальный запрос, срок ответа на который составляет месяц. Костромина рассказала «НИ», что ей пришлось лично объезжать по очереди московские следственные изоляторы.

Теоретически таких казусов происходить не должно: как правило, судья знает, из какого СИЗО за обвиняемым приехал конвой, и сообщает об этом защите, пояснил «НИ» адвокат Дмитрий Сотников. «Другое дело, когда судья срывает злость», – уточнил он. Сотников рассказал, как из изолятора без уведомления защиты увозили его клиента Евгения Куракина (как ранее сообщали «НИ», гражданского активиста и председателя ТСЖ из Реутова судят за мошенничество). Он также напомнил об осужденном в Крыму участнике Майдана Александре Костенко, о местонахождении которого родственникам и защите не было известно полтора месяца.

Напомним, Ильдар Дадин – первый россиянин, ставший подсудимым и осужденным по делу о неоднократных нарушениях на массовых акциях. Вмененная ему статья 212.1 появилась в Уголовном кодексе летом прошлого года. Следствие утверждало, что молодой человек участвовал в четырех несогласованных мероприятиях. Виновность Дадина подтверждали полицейские, которые его задерживали. Свидетели защиты утверждали, что активист не нарушал правил проведения массовых акций. К делу были приобщены подтверждающие это видеозаписи, которые в приговоре суд даже не упомянул.

Наказание – три года колонии при максимальных пяти – оказалось строже, чем запрашиваемые прокуратурой два года. Такой суровости не ожидал никто. Причиной столь неблагосклонного отношения судьи Натальи Дударь, по мнению соратников Дадина, могла стать уверенность активиста в своей правоте: он неоднократно обвинял полицию в лжесвидетельстве и обещал привлечь к ответственности судью в случае, если она вынесет заведомо неправосудное решение.

Международная организация Amnesty International сразу же после приговора выпустила заявление, призвав освободить активиста. Правозащитный центр «Мемориал» уже признал Дадина политическим заключенным. На антиконституционность статьи 212.1, по которой судят Дадина, указывали многие юристы.

Защитники Дадина Ксения Костромина и Алексей Липцер пытались обжаловать статью в Конституционном суде, однако суд отказался рассматривать их жалобу по формальным признакам. Адвокат Алексей Липцер указывал «НИ», что защитники снова подадут документы, как только им придет официальный ответ из КС.

В жалобе, с которой удалось ознакомиться «НИ», говорилось, что статья 212.1 нарушает право на справедливую защиту, поскольку дело состоит из фактов административных задержаний, и в это время обвиняемый еще не может пользоваться помощью адвоката.

Представитель организации «Юристы за конституционные права и свободы» (ЮРИКС) Максим Крупский также считает статью антиконституционной. В комментарии «НИ» он указал, что повторность как фактор квалификации наказания противоречит принципам права: нельзя дважды привлекать человека к ответственности за одно и то же деяние. Выходит, что из нескольких фактов административных нарушений якобы возникает преступление, хотя по факту ничего нового фигурант не совершает.

По мнению г-на Крупского, основная цель новой статьи – отпугнуть людей от участия в мирных массовых акциях. «То, что законодатель принимает такие законы, – это либо злой умысел, либо некомпетентность», – подчеркнул он.

Исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев сравнил Дадина с советскими диссидентами, которые требовали от властей соблюдать Конституцию страны. «Власть не случайно выбрала его», – заявил г-н Пономарев в комментарии «НИ». Он высказал мнение, что с приговором Дадину начался новый этап политических преследований в России и что цель власти – подавить активность людей, которые упорно ходят на акции. «По Дадину видно, что со своего пути он не свернет», – заметил Лев Пономарев.

Сейчас под судебным следствием по той же статье находятся Владимир Ионов и Ирина Калмыкова. Рассмотрение дела Ионова почти завершено: вчера Преображенский суд Москвы перенес его последнее слово с 8 на 10 декабря из-за плохого самочувствия обвиняемого. Прокуратура запросила для Ионова условный срок.

Между тем соратники Дадина подали в мэрию уведомление о проведении акции в поддержку политических заключенных и против статьи 212.1. Акцию предполагается организовать в следующие выходные, если власти ее согласуют.

"