Posted 9 ноября 2020, 18:29
Published 9 ноября 2020, 18:29
Modified 7 марта, 14:17
Updated 7 марта, 14:17
Ирина Мишина
С 16 ноября в школы будут ходить только ученики 1–5-х и 11-х классов. Всех остальных ждет дистанционное обучение. Как стало известно, Министерство просвещения дало указание организовать рабочее пространство учителей, то есть проверить наличие оборудования и программного обеспечения в школах. При этом в министерстве рекомендовали педагогам чаще использовать новую методику под названием «перевернутый класс». Это когда дети сначала изучают материал самостоятельно, а весь урок учитель посвящает практике.То есть проверке материала, пройденного самостоятельно. Возникает вопрос: не заменяют ли в этом случае учителя родители, на которых ложится вся нагрузка по объяснению нового, не всегда простого материала? Ведь учитель в этом случае выполняет чисто технические функции по проверке домашнего задания. Объем которого, кстати, многократно возрастает, часто становясь «головной болью» всей семьи. Выполнять весь день свою работу, а вечером бесплатно подменять школьного учителя – задача из области трудно выполнимых.
Протесты по поводу «дистанционки» начались среди родителей школьников давно. Сейчас они, судя по всему, принимают массовый характер.
7 и 8 ноября прошла Всероссийская акция #задетей #противдистанционки.9 ноября состоялся флешмоб «День тишины», которым родители призвали не участвовать в онлайн - обучении в знак протеста. Люди уверены, что обучение вне школы наносит вред физическому и психическому здоровью детей, они хуже усваивают материал.
«Ученикам 9-10-11 классов в школу ходить нельзя, но одновременно с этим открыты колледжи, в которых могут ходить дети этой же возрастной группы. А чем они отличаются от учеников 9-10-11 классов? Работают все платные образовательные учреждения, для них очный формат обучения не отменен», - заявила Инна Гориславцева, активист организации "Родители Москвы".
Встреча родителей школьников с депутатами Мосгордумы собрала более 300 человек. Участники этой встречи собрали подписи под письмом президенту. В нем, в частности, говорится:
«Владимир Владимирович! Просим Вас дать распоряжение компетентным органам провести проверку и дать оценку действиям правительства Москвы. Просим также обязать причастные органы опубликовать официальную статистику по смертности и выявленным случаям заболевания COVID-19 для возрастной группы 11-18 лет за период с марта по октябрь включительно, поручить разобраться в ситуации по существу, чтобы предотвратить беспочвенное навязывание нашим детям дистанционного обучения вместо традиционного очного и помочь нам вернуть наших детей в школы».
Для беспокойства родителей есть основания. В материалах «Медицинской газеты» № 28 от 15.07.2020 г. коллектив авторов во главе с академиком РАН и РАЕН Владиславом Кучмой, проанализировав все имеющиеся данные, пришел к однозначным выводам (прямая цитата):
«Дистанционное обучение детей показало, что современная цифровая школа не располагает безопасными для здоровья технологиями онлайн-обучения, включая электронные средства доставки учебной информации в зависимости от возраста и состояния здоровья обучающихся. На проведение широкомасштабных исследований по обоснованию системы гигиенической безопасности цифровой школы финансов нет!».
Эти выводы НМИЦ здоровья детей при Минздраве, в котором Владислав Кучма до недавнего времени занимал должность замдиректора по научной работе, сделал на основании опроса, проведенного среди почти 30 тыс. школьников с 5 по 11 класс из 79 регионов России весной 2020 г. Опрос выявил, что примерно у 80% учащихся проявились неблагополучные психические реакции на фоне самоизоляции и дистанционного обучения. К примеру, депрессивные состояния были зафиксированы предположительно у 42,2% опрошенных, астенические состояния — у 41,6%. Помимо этого у 26,8% был выявлен синдром головных болей, у каждого второго учащегося (55,8%) — нарушения сна. Из-за самоизоляции стали меньше гулять 68% школьников, у 55% снизилась физическая активность. У 59% увеличилось время на выполнение домашних заданий. Каждый четвертый школьник рассказал о недостаточной продолжительности сна (семь часов и менее). Самым популярным устройством, которое использовали подростки во время самоизоляции, стал смартфон (89%). При этом школьники жаловались на покраснение глаз и их усталость, а также на общее утомление при длительной работе на компьютере. Согласно опросу, только 13% школьников удалось благополучно адаптироваться к условиям самоизоляции и дистанционного обучения.
Редакция «НИ» попыталась связаться с академиком Владиславом Кучмой. Однако в дирекции НИИ гигиены и охраны здоровья детей нам ответили, что академик в этой структуре больше не работает. На кафедре гигиены детей и подростков сообщили, что Владислав Ремирович «уволился по собственному желанию». Из открытых источников стало известно, что академик Кучма сейчас числится во ФГУН «ФГНЦ им. Эрисмана» при Роспотребнадзоре. Напрашивается вопрос: может быть, выводы академика не устроили кого-то, кто занимается внедрением цифровых технологий в школах? Ведь «оцифровка школ» – это помимо прочего весьма доходный бизнес.
Однако, в Научном центре им. Эрисмана при Роспотребнадзоре выдвинули другую версию: «Владислав Ремирович Кучма получил приглашение занять должность научного руководителя Института комплексных проблем Института гигиены Федерального научного центра им. Ф.Ф. Эрисмана при Роспотребнадзоре. При этом он по-прежнему является заведующим кафедрой гигиены детей и подростков на базе Первого государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Минздрава России», - заявила «НИ» зав. отделом гигиены детей, подростков и молодежи ФГУН «ФГНЦ им. Эрисмана» Роспотребнадзора Анна Седова. Лично комментировать ситуацию, связанную со своим переходом и новыми обязанностями, академик Кучма не стал.
Впрочем, Анна Седова не стала отрицать проблемы, связанные с дистанционным обучением. «Исследование, о котором идет речь, было выполнено весной в научных целях для выявления трудностей, связанных с вынужденной самоизоляцией и введением дистанционного обучения. В период самоизоляции обучающиеся подвергались таким неблагоприятным факторам, как значительно возросшие продолжительность школьных занятий и выполнение домашних заданий. У многих увеличилось время работы с гаджетами. Время работы с электронными устройствами, оборудованными экранами, в течение 4 часов и более, отметили 77,2 % респондентов опроса. Стрессовая ситуация в условиях самоизоляции и ДО сказалась на психосоматическом состоянии школьников: действительно, лишь 13,4 % школьников адаптировались к условиям самоизоляции и дистанционного образования. Исследование показало, что школы не готовы сегодня к переходу на дистанционное образование. Однако необходимо понимать, что это была срочная вынужденная мера, введенная во многих странах в связи с пандемией COVID-19. Изучать эти данные необходимо для разработки рекомендаций при повторении ситуации», - заявила «НИ» зав. отделом гигиены детей, подростков и молодежи ФГУН «ФГНЦ им. Эрисмана» Роспотребнадзора Анна Седова.
Что касается смартфонов, то, по словам представителя Роспотребнадзора, есть четкие показания: с учетом небольшого размера экрана для зрительной работы для учебных целей его использовать нельзя. Исследования по поводу наушников продолжаются, однако, ВОЗ рекомендует использовать не более 60% громкости.
Также в Федеральном научном центре им. Эрисмана при Роспотребнадзоре нам сообщили, что на основе исследований научное сообщество разработало гигиенические регламенты к режиму работы в условиях цифровой образовательной среды. С 1 января 2021 года будут действовать новые санитарные правила для образовательных организаций. «Непрерывная продолжительность работы в школе с электронным средством обучения (персональным компьютером, ноутбуком) не должна превышать в 1-2 классах 20 минут, в 3-4 классах – 25 минут, в 5-9 классах – 30 минут, в 9-11 классах - 35 минут. Разумеется, учитель должен варьировать задания: в какой-то момент, например, можно перейти к работе в тетрадях, отключиться от монитора. В этом случае продолжительность урока может составлять 40-45 минут. С учетом всех обстоятельств, которые складываются на сегодня, мы предлагаем всего в день, включая домашние задания, проводить детям и подросткам у компьютера строго определенное количество времени. Для учащихся 1-2 классов это не более 120 минут, для учащихся 3-4 классов – 140 минут, для учащихся 5-9 классов 180 минут, для учащихся 10-11 классов – 240 минут. Это суммарное максимальное время, которое рекомендуется проводить в школе и дома за компьютером», - сообщила редакции Анна Седова.
Итак, специалисты рекомендуют проводить у компьютера ( или ноутбука) учащимся начальной школы не более 2-х с небольшим часов, учащимся средней школы не более 3-х часов, старшим школьникам – не более 4-х часов. Всегда ли это получается? Разумеется, нет, особенно учитывая новый формат «перевернутого урока», при котором школьники проходят материал самостоятельно, находя информацию в основном в интернет-источниках. Не всякий учитель способен соразмерить данное им задание с продолжительностью урока. В результате дети оказываются лишены перемен. То, что не успели – переходит в домашнее задание, которое увеличивается многократно. Ну, а самостоятельное прохождение материала оборачивается зачастую тем, что учителя заменяют родители. При этом работающие. Разумеется, школы дают возможность и даже рекомендуют родителям написать заявление о переходе ученика на домашнее обучение. А если родители работают? Кто компенсирует им в таком случае потерянные часы, дни, недели, месяцы? Работодатель в лучшем случае предоставит возможность взять «за свой счет». В худшем случае укажет на дверь. Государство, конечно, может «подарить» раз в год 10 тысяч рублей на ребенка. Но считать это серьезной финансовой поддержкой при нынешнем росте цен нельзя.
Всё перечисленное – лишь часть проблем. Например, если в семье несколько детей на дистанционном обучении, это сопряжено с использованием нескольких персональных компьютеров или ноутбуков, с организацией отдельных рабочих мест. Чтобы находящиеся на дистанционных уроках дети не мешали друг другу, необходимо, чтобы в квартире было несколько комнат и несколько компьютеров. Если в городе это допустимо, то в сельской местности – зачастую проблема нерешаемая.
Недовольство сложившейся ситуацией высказывают и учителя. Так, преподаватель английского языка из Новосибирска Олеся Вальгер призывает других учителей отстаивать свое право на отдых и нормальные условия труда. Она распространила в соцсетях эмоциональное обращение к коллегам.
«В Новосибирской области школьные каникулы продлили до 15 ноября. С 16 ноября в школы возвращаются только 1–5-е классы и 11-е классы, а 6–10-е классы переходят на дистант. На одних и тех же учителей предполагается одновременно повесить и дистант, и очное обучение в школе. Учителя годами были перегружены, с сентября загружены еще и заменами, поскольку множество коллег болеет. Болеют долго и тяжело. В области есть школы, где на больничном сейчас 40% педагогического состава. Такой режим протянется всю четверть, до конца декабря. И если весной мы еще надеялись, что эта сверхнагрузка всего лишь на месяц, то теперь перенапрягаться уже невозможно. Школы уже потеряли часть опытных учителей, которые были вынуждены уйти на пенсию. Если школы не начнут соблюдать нормы охраны труда, то многие учителя уволятся, потому что не могут себе позволить такие риски: уровень их здоровья упадет», - пишет Олеся Вальгер. Педагог из Новосибирска предлагает пересмотреть расписание и количество уроков в день в каждом классе, увеличить перемены и сократить продолжительность каждого занятия, ограничить допустимое время выполнения и, соответственно, проверки домашних заданий, отменить по части предметов домашние задания совсем, назначить учителям, выходящим в офлайн, дополнительные льготы для компенсации рисков, предоставить дополнительную медицинскую страховку, компенсацию в случае заболевания. «Необходимо выделить областные, а лучше федеральные средства на привлечение дополнительных сотрудников на замены. В стране есть резерв людей, работавших ранее в школах. Вернуть их в школы — это задача оплаты, адекватной риску. На уже работающих учителей повесить еще больше уже невозможно. Платить хорошо сейчас нужно учителям и врачам, а не полиции. Полиции у нас и так много, а учителей нужно больше всё время и везде», - считает Олеся Вальгер.
Вице-губернатор Санк-Петербурга Ирина Потехина на своей странице в ВК анонсировала новую форму обучения – смешанную. Четверть (от общего количества учащихся) могут по решению родителей остаться учиться дома. После окончания периода смешанного обучения ребенок сможет учиться очно. Предполагается, что ответственность за организацию процесса обучения будут нести родители. Помогать им в этом будут студенты – бакалавры 3, 4 курсов, а также студенты – магистранты. Школы должны определить порядок и форму промежуточной и итоговой аттестации, периодичность проверок домашних заданий.
В Москве ситуация в школах во многом зависит от директора образовательного учреждения. Например, директор Центра образования № 109 академик Евгений Ямбург считает, что в нынешних условиях главное – это безопасность. «Нам надо уберечь детей и взрослых, поэтому давайте без паники. И очное, и дистанционное обучение имеют свои плюсы и минусы. Говорить о том, что «дистанционка» - это навсегда – это в корне неверно. Однако, я не исключаю конвергенции этих двух форм обучения в будущем. Разумеется, никто не заменит живого учителя, педагога, личность которого была всегда важна в учебном процессе. Но в обучении есть чисто технические моменты. Это даты в истории, изучение таблицы умножения в младших классах, к примеру. Конечно, правильно организовать урок, чтобы дети не все 40 минут проводили у экрана компьютера – задача непростая. Но ведь справляемся с этим! Замечу еще одно: уже сейчас ясно, что в 21-м веке многие будут работать удаленно. В этом смысле «дистанционка»- хорошая подготовка к будущему», - заявил «НИ» Евгений Ямбург.
И всё же ситуация с дистанционным обучением сегодня выглядит противоречиво. Ученики младших классов, несмотря на меньшую подверженность коронавирусу, могут принести инфекцию домой. В зоне риска находятся и учителя. Жизнь в городе сейчас совсем не напоминает о пандемии: работают торговые центры, рестораны и клубы забиты людьми, город живет обычной жизнью. Не закрыты офисы и городские структуры типа МФЦ. В фитнес-клубах идут тренировки, открыты бассейны. Тогда зачем мы держим взаперти старшеклассников?
Если ситуация с эпидемией коронавируса сегодня действительно серьёзная, полумерами не обойтись. Нужно опять закрывать на карантин всё и транслировать по телевидению ситуацию из больниц, чтобы люди видели и понимали всю серьезность ситуации. Но если ситуация под контролем, то подготовка к тотальной «дистанционке» в школах выглядит более, чем странно. Хотя возможен и другой вариант.
Как известно, правительство выделит более 44 млрд руб. на финансирование федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2020-2022 гг. Такая информация содержится в проекте федерального бюджета на 2020 г. и на плановый период 2021-2022 гг. Информация об этом опубликована на портале проектов правовых актов. Из этой суммы в 2020 г. будет выделено 16,3 млрд руб., в 2021 г. — 16 млрд руб., а в 2022 г. — еще 12 млрд руб. Цель проекта Минпросвещения «Цифровая образовательная среда» - «создание к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, через которую будет осуществляться доступ к образованию различного уровня».
Похоже, за эти миллиарды просто надо как-то отчитаться.