Posted 8 ноября 2015,, 21:00

Published 8 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:30

Updated 8 марта, 03:30

«Внезапный шум»

«Внезапный шум»

8 ноября 2015, 21:00
Следственная группа по делу о крушении российского аэробуса над Египтом «на 90 процентов уверена», что причиной авиакатастрофы стал теракт. Об этом вчера сообщило агентство Reuters. В свою очередь, Associated Press сообщает о взятках, которые активно брали сотрудники службы безопасности аэропорта Шарм-эль-Шейха, а газе

В том, что на борту лайнера, летевшего из Шарм-эль-Шейха в Египет, сработало взрывное устройство, следственная группа уверена «на 90 процентов», заявил журналистам один из ее членов. Ранее глава следственной группы Айман аль-Мукаддам заявил, что разрушению самолета в воздухе предшествовал внезапный шум, записанный одним из «черных ящиков». Его природа, однако, оставалась для экспертов неясной: это мог быть и взрыв топлива, и взрывная разгерметизация. По словам Мукаддама, по звуку можно определить, был ли взрыв преднамеренным или случайным, однако это можно сделать только в ходе специального анализа. При этом Мукаддам подчеркнул, что группа по-прежнему рассматривает все возможные сценарии катастрофы. Комментируя сведения западных спецслужб о том, что трагедию, вероятно, вызвал теракт, Мукаддам заявил, что никто из разведчиков со следствием такой информацией не делился.

Отметим, что Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в субботу отчитался о предварительном анализе данных обоих самописцев. Так, параметрический регистратор прекратил запись на высоте 9400 метров, а до этого момента «полёт проходил в штатном режиме, информации об отказах систем и агрегатов самолёта зарегистрировано не было». Никаких сведений о шуме, который якобы записал звуковой регистратор, МАК не приводит, ограничиваясь сообщением, что «проведено предварительное прослушивание информации».

Ранее министр иностранных дел Египта Самех Шукри заявил, что «выводы о причинах катастрофы делать преждевременно», однако аэропорт Шарм-эль-Шейха всё же пройдет суровую проверку. В частности, спецслужбы отсмотрят видеозаписи, чтобы установить, «не проскальзывал ли кто мимо службы безопасности или металлодетекторов» и «была ли необычная активность среди полицейских или работников аэропорта». В субботу агентство Associated Press со ссылкой на сотрудников службы безопасности заявило, что полицейские, работавшие со сканерами багажа, часто пропускают «сомнительные» грузы (например, наркотики) за мелкие взятки. Кроме того, сканеры часто отключаются ради экономии электричества. Эти сведения в беседе с агентством Sputnik опроверг глава администрации по безопасности провинции Южный Синай Магди Муса. «Аэропорт полностью находится под наблюдением камер. Ни один сотрудник или представитель органов безопасности не может получить взятку – камеры работают 24 часа в сутки», – заявил чиновник, подчеркнув, что записи камер есть у следствия.

Ранее предположения, что на борту мог произойти взрыв бомбы, высказывали президент США Барак Обама и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, при этом последний ссылался на разведданные, полученные Лондоном. В воскресенье источники в британской разведке рассказали газете Daily Telegraph, что предполагаемые организаторы теракта, переговоры которых перехватили спецслужбы, говорили с британским акцентом, что может указывать на причастность к авиакатастрофе британских джихадистов. В свою очередь, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявлял, что высказывания глав западных государств являются «предположениями», официальное следствие по-прежнему рассматривает все версии. В тот же день глава ФСБ Александр Бортников порекомендовал временно прекратить полеты в Египет, и президент Владимир Путин это предложение поддержал.

«Это почти однозначно теракт. Я обсуждал это происшествие с экспертами, и, конечно, такого класса самолеты не могут просто разваливаться в воздухе. Тем более – так. Даже если это взрыв от декомпрессии – всё равно это не такого плана разрушение, оно не могло произойти мгновенно. Это, скорее всего, пронесенная на борт взрывчатка; не исключено, что в этом замешан персонал аэропорта, вероятно, что у «Исламского государства» там агенты. Никакой иной причины здесь не может быть», – комментирует «НИ» полковник ФСБ в запасе Геннадий Гудков. По его словам, для российских пассажиров, летающих за пределы исламского мира, это, как ни мрачно звучит, «хорошие новости»: «Становится понятным, что не так у нас всё катастрофически с гражданской авиацией. Хотя мы по-прежнему чемпионы по авиакатастрофам; по удельному числу аварий на одного пассажира мы – лидеры». По его словам, если теракт подтвердится, российские власти вряд ли смогут воспользоваться ситуацией, например, чтобы нарастить присутствие в Сирии: «Это экономический вопрос. Это уже поставило туриндустрию на грань катастрофы, это поставило ряд перевозчиков на грань катастрофы. Экономика понесла огромные потери. Не думаю, что это можно использовать в своих интересах».

Прекратить полеты в Египет российские власти могли заставить оперативные данные, подтверждающие теракт, считает в беседе с «НИ» подполковник ФСБ в отставке Алексей Филатов. «Я с самого начала был за то, что это теракт. ИГИЛ в первый же день сделало заявление; видимо, потребовалось несколько дней, чтобы это подтвердить. Думаю, что и анализ записей «черных ящиков» указал на теракт, и еще к тому же появилась оперативная информация о подготовке к этому теракту. А может быть, даже к следующим терактам».

Временный мораторий на полеты в Египет – просто политический жест, считает президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров: «Если бы мы этого не сделали, то Штаты обвинили бы нас в том, что мы не заботимся о своих гражданах. Это нужно, чтобы весь мир понял, что нам небезразличны наши граждане. И, думаю, это решение совершенно верное».

"