Posted 8 ноября 2004,, 21:00

Published 8 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:38

Updated 8 марта, 09:38

Не только за коврижками

Не только за коврижками

8 ноября 2004, 21:00
Вместо стриптиза – чаепитие с батюшкой. Вместо дискотеки – церковные песни и казачий хор. На десерт постная коврижка. Вот уже два года несколько энтузиастов борются здесь с законами капитализма, пытаясь совместить ресторанный бизнес и веру в Бога. В этом кафе не подают алкогольных напитков, несколько раз в неделю батюш

Помещение маленькое. Обстановка уютная, почти домашняя. С десяток столиков, домашний кинотеатр, фортепьяно и попугайчики в клетке. В правом углу иконостас, на стенах тоже иконы. Слева барная стойка и прилавок. Я читаю меню. Все блюда, начиная от холодных закусок, четко подразделяются на постные и непостные. Из спиртного только пиво.

«Зато у нас море выпечки, – хвастается директор православного кафе Наталья Назарова.– Вы просто не представляете, какие у нас вкусные пирожки и слойки. А за фирменными постными коврижками люди к нам со всей округи приходят, и не только». Это «не только» относится к соседям, арендующим помещения в этом же здании. Прямо над православными располагается какая-то полусектантская школа тренинга жизни, где за доллары мелким бизнесменам промывают мозги. Еще – в этом же здании симпатичные девчонки учатся клубным танцам. Правда, после того как на стенах повесили иконы, «учителя жизни» в кафе заглядывать перестали, а вот стройных танцовщиц лики святых почему-то не отпугивают. Впрочем, девчонкам фирменные коврижки полезны для фигуры. В них калорий мало.

Главный кондитер кафе Александр Новиков способ приготовления своей выпечки держит в секрете и раскрывать никому не собирается. «Если только историю изобретения рецепта расскажу», – смеется он. Ростом Новиков под два метра, в плечах косая сажень, борода, как у деда Мороза, а на груди массивный серебряный крест. Александр – старовер.

«В обычные дни дома готовит жена, а в посты – я, – объясняет он. – Однажды, для того чтобы облегчить отказ от пищи, решил испечь коврижки. Был такой рецепт у меня в поварской книге. Испек, попробовал, чувствую, что что-то не так. И стал экспериментировать с пропорциями ингредиентов. Через два года я все-таки добился нужного результата. Теперь они во рту сами тают, и храниться могут чуть ли не полгода. Ни масла, ни других жиров в них нет»

В советские годы Александр успел поработать во всех знаменитых столичных ресторанах. «Начинал в 1971 году в «Пекине», а потом были «Прага», «Россия», – вспоминает он. – А теперь вот православное кафе. Даже и не думал, что когда-нибудь такое заведение начнет функционировать!»

Постная пища привлекает посетителей своим разнообразием.

Хозяйка кафе Наталья Назарова тоже не предполагала, что когда-то будет пытаться совместить ресторанный бизнес и православную культуру. Она закончила щепкинское театральное училище. 20 лет проработала в советских учреждениях культуры. «Идея открыть православный клуб-кафе пришла ко мне два года назад, – говорит она. – Ведь в столице не так уж и много мест, где бы верующие могли общаться друг с другом. Куда они могли бы прийти, зная, что не будет звучать никакой похабщины. Впрочем, у нас самые разные посетители, среди них есть и верующие, а есть и не верующие. Ведь поблизости много офисов. Но, с другой стороны, открывая заведение, я даже не предполагала, насколько тяжел этот труд и сильна конкуренция в этом бизнесе. К тому же в центре столицы очень высокая арендная плата. Обычные рестораны и кафе получают основную прибыль от продажи выпивки и увеселительных мероприятий не совсем нравственного характера. У нас же совсем другая культурная программа. Но пока мы держимся на плаву».

Как, оказалось, выживать в окружении десятка раскрученных заведений-конкурентов с яркими неоновыми вывесками помогают молитвы. «Ну когда наши бухгалтеры идут сдавать отчетность в налоговую инспекцию, я всегда молюсь, – улыбается Наталья. – И, конечно, наши батюшки, выступающие в клубе, очень сильно нас поддерживают в духовном плане».

«Батюшки у нас выступают по вторникам, по средам день православной песни, по четвергам кино, по пятницам вечера классической музыки, романса, поэзии, встречи с православными писателями», – объясняет арт-директор кафе Вячеслав Капорин. В конце 80-х он играл в рок-группе «Бабушкины Сказки», потом были «Високосный день», «Опиум» и немного «Кинематографа». В начале 90-х он ушел с головой в православие. Спустя десять лет вновь вернулся к музыке, но уже к православной. Теперь Вячеслав отвечает за культурную программу в кафе. Начинается она после 19 часов. И точно так же, как и в обычном клубе, за «увеселительные» мероприятия надо платить.

«Цена входного билета колеблется от 75 до 100 рублей, – говорит Капорин. – Впрочем, православный люд не жалуется, потому что каждое выступление предполагает живое общение с выступающими. Вопросы и ответы. Тему беседы священник выбирает сам».

Насколько разнообразны могут быть эти темы, мы убедились через полчаса, когда пустой зал вдруг начал заполняться людьми. Среди них были и пожилые женщины, и бледные юноши, и семейные пары, и даже бизнесмен в красивом галстуке. Он, слушая священнослужителя, постоянно мотал головой и прицокивал: «Ты, смотри, какой молодец! Как красиво говорит. Вот красавчик!»

А говорил клирик Казанского собора отец Игорь Фомин… о сталинской переписи населения 1937 года и победе в Великой Отечественной войне. Эта перепись показала, что большинство людей, живших тогда в стране, были верующими. Поэтому результаты переписи засекретили, а переписчиков расстреляли.

После рассказа начались вопросы и ответы. Беседа плавно перетекла с событий прошлых лет на современность. Бизнесмен Юрий уже не мотал головой, а с тоской смотрел на часы. «Дочь старшая у меня верующая, я тоже, – объяснял он. – А вот жена к религии относится прохладно. Так что придется сегодня вечером пострадать за веру».

Когда беседа закончилась, верующие выстроились в очередь за благословлением от батюшки. Количество посетителей стало резко уменьшаться. Наступало время уборщицы Гулии. Она единственная мусульманка из всего персонала. Но за несколько месяцев работы у нее уже накопилась целая коллекция крестиков и иконок. Почти каждый батюшка, выступающий в кафе, дарит ей их в надежде, что Гулия примет православие. Но женщина не торопится: мыть полы – это одно, а верить – другое.

"