Posted 8 октября 2003,, 20:00

Published 8 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Таблетка от «кАровы»

8 октября 2003, 20:00
Число школьников, испытывающих непреодолимые трудности при чтении или письме (в науке эта генетическая особенность организма носит название «дислексия»), растет неудержимо. В крупных городах за последние 20 лет оно подскочило в три раза. Еще хуже в провинции: по данным исследователей, полностью безграмотными признали с

В 1998 году ученые из Оксфордского университета установили, что один из участков шестой хромосомы человека жестко связан с дислексией. В то же время локализовать сам «ген невежества» – задача очень непростая. На ее решение могут потребоваться годы. Ясно, однако, что отклонения в нейронах мозга, ответственных за эту болезнь, ведут к расстройству зрения и трудностям с речью. Так что наша требовательная педагогика от этой хвори уже не спасет.

Что же такое – дислексия? Болезнь? Детско-старческий каприз? Разновидность лени? Чем грозит человечеству эпидемия «новой безграмотности»? Какими чревата осложнениями?

Американцы, например, так и не смогли простить своему нынешнему президенту, «махровому дислексику» Дж. Бушу-младшему, громогласный призыв «сокращать тактичное оружие» и «стирать терьеров (т.е. барьеры. – Ред.) между странами...»

Некоторое время назад США поразило признание градостроителя из Калифорнии г-на Джона Коркорэна. Обладатель капитала в несколько миллионов долларов, хозяин роскошной виллы на берегу Тихого океана легкомысленно проболтался репортеру местной газеты «Weekly word News», что не умеет читать. Первополосная статья в еженедельнике так и называлась: «Позорная тайна миллионера: он совершенно безграмотный!» Да-да, на протяжении всех 12 лет отсидки за школьной партой будущий мэтр национальной городской архитектуры вел горестную жизнь плута.

– Ты сделал уроки, а, Джон?

– Нет сомнений, конечно же, мамочка!

Сначала будущий миллионер лгал родителям и сестрам. Потом – университетским профессорам и собственным детям. Потом – коллегам и партнерам... Он лгал – и его мучила совесть, он хитрил – и постоянно грыз себя за это. На протяжении всей жизни!

«Я разработал целую систему имитации преуспевающего, грамотного школяра. Выворачивался, дурачил людей, использовал одноклассников в корыстных целях», – вспоминает безграмотный баловень судьбы, впервые нарушивший сорокалетний обет молчания.

Все это продолжалось до тех пор, пока его жена не хлопнула наконец себя ладонью по лбу, воскликнув: «О Господи! Да ты же дислексик!» И наняла для муженька домашнего преподавателя грамматики…

Что же это за напасть такая – дислексия?

Если объяснять примитивно, чтобы все поняли (вдруг вы – дислексик?), в нашем алфавите всего 33 буквы. А вот звуков (фонем) в русском языке – 39. Беда дислексика в том, что он не в состоянии расчленить слово на звуки. Потому что слышит он их иначе. Не как все. Он, например, воспринимает слово «кит» как один звук. А уж прочитать это слово и подавно не возьмется.

Вот драма. Если бы речь, положим, шла о музыкальном слухе, можно было бы отшутиться: «Медведь, мол, на ухо наступил!» Но тут – Его Священство Чистописание, Ее Величество Грамота! Серьезное дело, не до смешков. Ну как без них? Пропадешь!

И начинаются классические школьные припарки типа: «Не можешь? Научим. Не хочешь? Заставим!»

А кто вообще сказал, что это поддается исправлению? Что дислексия – излечима, говоря иначе? Речь, естественно, идет о самых явных, запущенных симптомах «болезни».

Именно по этому принципиальному вопросу мнения специалистов, как нарочно, разошлись. Основная масса педагогов и некоторые врачи твердо убеждены, что грамотно подобранные лекарства в сочетании с работой логопеда в состоянии избавить малыша от тяжкого недуга. Факты, однако, в некоторой степени опровергают этот вывод.

«Среди англичан, к примеру, – рассказывает дефектолог, кандидат педагогических наук Маргарита Русецкая, – насчитывается несколько тысяч граждан с официальным статусом «дислексика». Эта юридическая броня, точнее, привилегия, позволяет им сдавать экзамены в вуз, диктуя ответы на контрольные задачи в микрофон. А потом учиться точно так же, пользуясь на лекциях разнообразной видео- и аудиотехникой…»

Знания к ним идут по другим каналам. Дислексики, можно сказать, настроены богаче, тоньше, многоканальнее нас. Оказывается, памятки, инструкции в картинках, своеобразные комиксы, украшающие этикетки на товарах, уличные вывески и указатели – как бы новая, альтернативная грамота для тех, кто читать умеет, но смысл прочитанного зачастую понимает с точностью до наоборот. И легион таких людей день ото дня не уменьшается. Само собой, не только в чужеземных странах.

«Если в начале 80-х годов прошлого века число ребят с особыми образовательными нуждами не превышало в младших классах 9%, то сейчас эта цифра утроилась», – предостерегает известный психолог и дефектолог Наталья Свободина. Приведенная ею статистика касается, правда, лишь Москвы и Санкт-Петербурга. Но разве от этого легче? Один из ведущих в США экспертов в области «врожденной безграмотности», вице-президент Международной ассоциации по борьбе с дислексией г-н Сью Хорн считает, например, что «эпидемия словесной слепоты» сродни резко возросшему в последние годы рождению левшей. «Известно, что число леворуких детей за последние полвека увеличилось на планете в три раза. Нечто подобное происходит и в сфере, которой я занимаюсь», – полагает проф. Хорн. Доктор настойчиво советует родителям дислексиков пораньше засесть с ними за «магнитную азбуку» и приналечь на скороговорки под контролем квалифицированных логопедов (последнее, похоже, сказано c мягким намеком на хозяина Белого дома)...

Ищут, как им помочь. Но ведь не помогает. Или, строже выражаясь, помогает изредка только в одном – сорвать с малыша постыдный ярлык лодыря или симулянта, наградив взамен документом с загадочным латинским диагнозом «Дисграфия», «Дислексия», «Дисорфография» (соответственно, неспособность применять общие правила при письме, чтении и пополнении словарного запаса).

По мнению генетиков, дислексию, как и мать-природу, невозможно, да и просто вредно «врачевать», пропалывать в режиме школьной сортировки. Английские генетики из Оксфордского университета, обнаружившие в 1998 году злосчастный «ген невежества», настаивают: это отклонение от нормы, но не болезнь. Примерно, как дальтонизм, отсутствие одного из видов колбочек в сетчатке глаза, – не патология, но уникальная особенность личности. Она не зависит от человеческой воли. Как цвет глаз, волос, форма носа, рост и прочее... Ребенок напряжется из последних сил, чтобы угодить родителям и получить хорошую отметку на экзамене, но в жизни так и будет пропускать слова, путать порядок букв, корябая записку другу или заявление на имя босса с просьбой предоставить отпуск. Любопытно, что один из самых знаменитых «грамотеев» современности, гениальный киноактер Дастин Хоффман всю свою жизнь учит роли только с диктофона. Не потому ли, что музыкант по образованию?

Природа отнимает, чтобы дать. Именно дефицит, обделенность некой способностью или талантом (в нашем случае, общения – устного или посредством печатных посланий), дарит человечеству великих актеров, музыкантов, живописцев, педагогов, дипломатов… Это уже, можно сказать, медицинский факт.

«Конечно, их намного больше, чем хотелось бы думать, людей с нарушениями лексики всех категорий и мастей, – говорит философ, доцент Милослав Балабан (МГУ). – Неспособность точно предать бумаге самые простые мысли, написать исковое заявление в суд, не говоря уж о статье в газету, скорее норма в нашем постсоветском обществе, чем исключение. Интересно, кстати, многие ли соотечественники смогут самостоятельно заполнить избирательный бюллетень на предстоящих выборах в Думу или потребуется помощь доброжелателей?»

В этом плане было бы полезным, с точки зрения психологов, оборудовать на избирательных участках специальные «говорящие» кабинки и напечатать бюллетени с фотоснимками кандидатов в парламентарии. Чтобы каждый россиянин, пусть даже трижды дислексик, мог без комплексов и колебаний честно выполнить гражданский долг...

И последняя новость – хорошая.

Наш калифорнийский миллионер обрел-таки желанную грамотность, посему совсем неплохо себя в последнее время чувствует. Грубо говоря, он даже счастлив. И передает читателям свой оригинальный рецепт избавления от дислексии.

«Надо просто следить за губами преподавателя, стенографируя каждый произносимый звук, то есть письменно обозначать его каким-то своим символом. И, я уверен, вы начнете очень скоро видеть звуки!»

Да, и еще: вспоминая не без грусти свою плутовскую юность, мистер Коркорэн весьма эффектно сравнивает себя тогдашнего с пловцом в открытом океане, руки и ноги которого скованы железными цепями...

"