Posted 8 сентября 2011,, 20:00

Published 8 сентября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:18

Updated 8 марта, 06:18

У разбитой команды

У разбитой команды

8 сентября 2011, 20:00
Гибель в авиакатастрофе ярославского «Локомотива», безусловно, потрясла весь хоккейный мир. Шок оказался настолько сильным, что в растерянности оказалась вся Континентальная лига, руководство которой отложило старт чемпионата до 12 сентября. КХЛ взяла время не только на то, чтобы выдержать необходимый траур, но и на ра

В черную среду 7 сентября разбилась очень хорошая команда. Павол Демитра – легенда словацкого хоккея. Йозеф Вашичек, Ян Марек, Карел Рахунек – знаменитые на весь мир чешские звезды. Стефан Лив – олимпийский чемпион в составе сборной Швеции. В это межсезонье контракты с ярославцами подписали авторитетнейшие латыш Карлис Скрастиньш и белорус Руслан Салей, много лет отыгравшие за океаном в Национальной хоккейной лиге. Решили связать свою судьбу с «Локомотивом» защитник сборной Германии Роберт Дитрих, родившийся в Казахской ССР, Павел Траханов, Михаил Баландин... На самом деле отличные хоккеисты, а не потому что об умерших либо хорошо, либо никак. Геннадий Чурилов, Александр Калянин, Виталий Аникеенко, Андрей Кирюхин, Александр Васюнов наверняка находились на карандаше у главного тренера сборной России Зинэтулы Билялетдинова и его помощников. Как и Александр Галимов, единственный, кто выжил из всей команды, но за жизнь которого еще борются врачи... Даниил Собченко и Юрий Урычев – чемпионы мира среди молодежи 2011 года... Юра был травмирован, да еще имел дисквалификацию с прошлого сезона и физически не мог принять участие в стартовом матче нового чемпионата КХЛ с минским «Динамо», на который и отправился «Локомотив». 20-летний игрок хотел быть с командой... Иван Ткаченко – любимец ярославской публики... Как всегда, железнодорожники в этом сезоне бились бы за медали. Восстановить такой коллектив, собиравшийся годами, очень трудно, а по большому счету, наверное, невозможно. В любом случае это будет уже другой «Локомотив».

В спортивной истории есть примеры, когда клубы оказывались в аналогичных обстоятельствах. В 1949 году разбился самолет с футболистами итальянского «Торино». На тот момент это был безоговорочный лидер серии А, трижды подряд выигравший скудетто и уверенно шедший к четвертому чемпионскому титулу. Руководству в спешном порядке пришлось, образно говоря, ставить под ружье игроков молодежной и даже юношеской команды, которые сумели довести чемпионат-1948/1949 до победы. Но дальше началось падение. В следующем сезоне «Торино» с трудом занял шестое место, а через год уже боролся за выживание в элитном дивизионе. В 1958 году туринский клуб вылетел в серию B. Очередное скудетто «скуадра граната» (у команды гранатовые цвета) смогла завоевать лишь в 1976 году. Хотя в 1968-м и 1971-м брала Кубок Италии. И все же в данном случае можно констатировать, что «Торино» так и не вернулся на уровень золотых для себя 40-х годов прошлого века.

Другое дело английский «Манчестер Юнайтед», который потерял в авиакрушении 1958 года восемь игроков. Знаменитому тренеру Мэтту Басби, чудом уцелевшему в той катастрофе, удалось достаточно быстро оправиться самому (несмотря на тяжелейшие травмы, он уже через три месяца приступил к работе) и восстановить команду. Благо в том злополучном рейсе выжил и легендарный полузащитник Бобби Чарльтон. Но Басби умел открывать таланты, не боялся ставить на молодежь. В 1965 году «МЮ» уже снова был чемпионом. Переживали манкунианцы в дальнейшем и нелегкие времена, тем не менее «Манчестер Юнайтед» – самый титулованный футбольный клуб Англии (19 побед в чемпионате и 11 в Кубке страны).

Когда в 1979 году разбился ташкентский «Пахтакор» (по трагической случайности футболисты узбекской команды, как и хоккеисты ярославского «Локомотива», направлялись на матч в Минск), было принято беспрецедентное решение – на следующие три сезона после трагедии он получил прописку в высшей лиге вне зависимости от спортивных результатов. Многие советские команды откомандировали тогда в Ташкент своих игроков, а московский динамовец Андрей Якубик стал в итоге главной звездой «Пахтакора». Кстати, сейчас «Пахтакор» искренне сочувствует «Локомотиву». «Мы по себе знаем, что такое потерять целую команду. Вечная память погибшим. ФК «Пахтакор» выражает искреннее соболезнование родным и близким. Очень надеемся, что в ближайшее время новое поколение ХК «Локомотив» будет радовать своих болельщиков красивой игрой», – говорится в заявлении ташкентского клуба.

Был такой же страшный эпизод и в истории отечественного хоккея. В 1950 году погибла команда ВВС – суперклуб, если по нынешним меркам. Юрий Жибуртович, Иван Новиков, чех Зденек Зигмунд, латыши Гарри Меллупс и Роберт Шульманис, младший брат Анатолия Тарасова – Юрий... Среди них по стечению обстоятельств не оказалось великого Всеволода Боброва. Куратор команды Василий Сталин сумел на время засекретить факт трагедии и буквально за сутки собрать новый состав. Он очень боялся гнева отца, ведь Василий использовал самолеты Московского военного округа для перевозки игроков. А после того, как Иосиф Сталин ушел из жизни, его сын также потерял власть, и команда ВВС окончательно распалась...

Они так мечтали о новых победах...
Фото: СПОРТ-ЭКСПРЕСС

Между тем КХЛ уже предприняла шаги, направленные на возрождение «Локомотива». Об этом «НИ» рассказал один из руководителей лиги Вячеслав Фетисов. «Несмотря на всю трагичность ситуации, жизнь продолжается. Уже прошло одно экстренное совещание, на котором обсуждалось будущее «Локомотива». Уверяю, что мы сделаем все, чтобы ярославский клуб по-прежнему существовал и радовал болельщиков хорошими результатами. Есть, конечно, разные варианты развития событий. Например, я уже знаю, что больше 30 хоккеистов, выступающих в клубах КХЛ, которые воспитывались или когда-то играли в Ярославле, изъявили желание в этой чрезвычайной ситуации продолжить карьеру в «Локомотиве». Это их выбор и, если хотите, определенная гражданская позиция. Думаю, эти ребята точно будут играть не только за деньги и прекрасно понимают меру ответственности перед болельщиками, которые, как и все мы, испытали жесточайший шок. Полагаю, что клубы не будут препятствовать хоккеистам и пойдут навстречу их желанию. Более того, руководство лиги собирается обратиться с просьбой к клубам с тем, чтобы они взяли на себя финансовое обеспечение делегированных игроков. «Локомотиву» сейчас тяжело, прежде всего нужно помочь семьям погибших, в том числе, конечно, и финансово. Лига заинтересована в том, чтобы в Ярославле был сильный коллектив. И думаю, что уже скоро мы вновь увидим «Локомотив» именно таким. Если помните, хоккейный клуб МВД создавался вообще с нуля, но в итоге за короткий срок дошел до финала Кубка Гагарина. Поэтому новый «Локомотив» при определенных обстоятельствах может выстрелить уже в этом сезоне. Тем более что его хоккеисты будут биться не только за себя, но и за тех, кто уже никогда не выйдет на лед. Да и с такими болельщиками, как в Ярославле, иначе не получится».

«Понятно, что «Локомотиву» без посторонней помощи из сложившейся ситуации выбраться будет очень трудно, – отметил в беседе с «НИ» вице-президент Федерации хоккея России Игорь Тузик. – В авиакатастрофе погибли ведь не только опытные игроки, но и талантливая молодежь. По большому счету все самые перспективные ярославские ребята были заиграны за основной состав и летели на том самолете. У «Локомотива», конечно, отличная хоккейная школа, но дублеры из второй команды пока, на мой взгляд, еще очень молоды, чтобы уже сейчас выступать в чемпионате КХЛ. Поэтому другие клубы лиги должны прийти на помощь «Локомотиву». Надеюсь, все по доброй воле делегируют игроков в Ярославль. Еще один выход из создавшегося положения – это приглашение иностранцев. В любом случае нужна очень грамотная и продуманная селекционная политика. Но проблема заключается еще и в том, что известие о гибели «Локомотива» стало стрессом для всего хоккейного мира. Может быть, кто-то и не захочет перейти в ярославскую команду, поскольку будет испытывать психологический дискомфорт. В любом случае на восстановление нужно время. Уверен, что в том или ином составе железнодорожники примут участие в нынешнем чемпионате. А вот результата, как показывает практика, можно ждать и несколько лет. Процесс создания настоящей, крепкой команды, а не однодневки, сложен и долог».

«Я работал в Ярославле и знаю, какая в «Локомотиве» мощная инфраструктура, – сказал наш знаменитый тренер Владимир Юрзинов. – Команду поддерживают РЖД и руководство Ярославской области. Сейчас будет поддерживать и лига. У «Локомотива» успешно функционирует детско-юношеская хоккейная школа. А главное – в городе и области очень любят хоккей. Думаю, ярославцам сейчас нужно делать ставку все-таки на молодых ребят, у которых горят глаза. С ними, конечно, еще работать и работать, и для этого необходим хороший тренер. Но я думаю, что становление новой команды пройдет почти безболезненно, а первые успехи не заставят себя долго ждать. Потом, правда, придется снова работать, чтобы выйти на новый уровень. «Локомотив» будет жить. Ему просто не дадут умереть».

«Я много сезонов провел в Национальной хоккейной лиге и не раз сталкивался с ситуацией, когда команды создавались на пустом месте, – поделился своим мнением генеральный менеджер санкт-петербургского СКА Алексей Касатонов. – Точнее, в городах, где никогда не было хоккейных традиций и клуба. Но за океаном эффективно работает так называемая система драфтов, а у нас этого нет. Как нет и не может быть документов, поясняющих, как поступать в подобной чрезвычайной ситуации, то есть в случае гибели целой команды за день до старта сезона. Конечно, сейчас важно с почестями похоронить ребят, помочь их семьям, а потом обсуждать что-то по поводу дальнейшей судьбы «Локомотива». С другой стороны, времени в обрез. Думаю, перспективы ярославского клуба зависят от того, кто придет на смену погибшим. Проблема в том, что очень сложно быстро найти замену таким игрокам, как Демитра, Марек, Рахунек, Лив... Важно, и кто станет главным тренером команды. Вопросов-то много».

Наиболее известные случаи гибели спортивных команд в авиакатастрофах

7 сентября 2011 года разбился самолет Як-42 авиакомпании «Як Сервис» с хоккейной командой «Локомотив» (Ярославль) на борту при вылете из аэропорта «Туношна» в Ярославской области в Минск. В живых остались два человека из 45.

15 июля 2009 года на северо-западе Ирана разбился самолет Ту-154М иранской авиакомпании Caspian Airlines, совершавший перелет из Тегерана в Ереван. На борту находилась юношеская сборная Ирана по дзюдо. Все 168 человек, совершавших этот перелет, погибли.

27 апреля 1993 года недалеко от Габона в результате неисправности двигателя в море упал самолет DHC-5 Buffalo, на борту которого находилась футбольная сборная Замбии. Всего погибли 30 человек, в том числе 18 футболистов.

7 июня 1989 года в аэропорту столицы Суринама Парамарибо произошла авиакатастрофа самолета серии DC-8-60, в результате которой погибли 23 голландских футболиста суринамского происхождения. В общей сложности погибли 176 человек из 187 пассажиров и членов экипажа.

8 декабря 1987 года около города Лима в результате взрывов на борту самолета F-27 в полном составе погибла перуанская футбольная команда «Альянса». Тела погибших обнаружить не удалось, поскольку самолет упал в море. Известно, что всего в самолете находились 43 человека.

14 марта 1980 года в авиакатастрофе польского самолета Ил-62 под Варшавой погибли 22 члена национальной сборной США по боксу.

11 августа 1979 года над городом Днепродзержинск самолет Ту-134, выполнявший рейс Ташкент – Минск, столкнулся с самолетом, летевшим из Челябинска в Кишинев. Погибли 178 человек (165 пассажиров и 13 членов экипажа), включая 17 представителей футбольной команды «Пахтакор» (Ташкент).

29 ноября 1975 года в авиакатастрофе погибла команда автогонщиков «Формулы-1» Embassy Racing пилота Грэхэма Хилла. Шестиместный самолет «Пайпер Ацтек», на котором команда возвращалась после гонок во Франции в Лондон, сгорел при посадке.

14 ноября 1970 года в Вирджинии в авиакатастрофе погибли 37 игроков команды университета Маршалла по американскому футболу. Помимо спортсменов на борту самолета находились члены тренерского штаба, болельщики, а также заведующий кафедрой спорта (всего 75 человек). Никто не выжил.

26 сентября 1969 года в Андах на пути в Ла-Пас разбился самолет с боливийской футбольной командой «Стронгест». Погибли 19 футболистов и руководители клуба.

15 февраля 1961 года при посадке в Бельгии разбился «Боинг 707» авиакомпании Sabena, совершавший полет по маршруту Нью-Йорк – Брюссель. Погибли все находившиеся на его борту 72 человека, в том числе сборная США по фигурному катанию (34 спортсмена и тренера), которая направлялась на чемпионат мира в Прагу. Чемпионат мира по фигурному катанию 1961 года был отменен.

6 февраля 1958 года в аэропорту Мюнхена при попытке взлететь разбился самолет, в котором находилась английская футбольная команда «Манчестер Юнайтед». Всего погибли 23 человека, в том числе восемь игроков, тренер, администратор клуба, один из директоров и восемь спортивных корреспондентов.

5 января 1950 года во время третьего захода на посадку в сложных метеоусловиях в Свердловске разбился самолет Ли-2. Погибли восемь хоккеистов команды ВВС СССР, а также тренер, врач и массажист.

4 мая 1949 года в результате авиакатастрофы возле Турина погибла в полном составе итальянская футбольная команда «Торино», а также все, кто ее сопровождал. В общей сложности – 31 человек.

18 ноября 1948 года в авиакатастрофе над Ла-Маншем погибли шесть ведущих хоккеистов сборной Чехословакии.

По материалам РИА Новости

"