Posted 8 сентября 2010,, 20:00

Published 8 сентября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:51

Updated 8 марта, 06:51

Разбор полета

Разбор полета

8 сентября 2010, 20:00
Вчера пассажиры попросили наградить экипаж самолета Ту-154М, который накануне совершил аварийную посадку на заброшенный аэродром в Республике Коми. На борту лайнера, летевшего из якутского аэропорта «Полярный» в московский «Домодедово», находились 72 пассажира и девять членов экипажа. Пилоты провели вчерашний день возл

Ту-154М во вторник утром сел на заброшенный аэродром города Ижма Республики Коми. Взлетная полоса оказалась недостаточно длинной, и последние 200 метров пути самолет проделал по лесу. Совершить такую экстремальную посадку пилотов вынудил отказ электрооборудования – по предварительным данным, на самолете отказали электрогенераторы. «Такого дефекта никогда не было», – заявил «НИ» Владимир Ручкин, руководитель московского отделения «Мирнинского авиационного предприятия», которому принадлежит самолет. Севшему в лесополосу Ту-154М было 18 лет, но износ, по словам Ручкина, н при чем: налет у лайнера был небольшой, запас ресурса – половина, а плановое техобслуживание самолет прошел месяц назад.

Электрооборудование могло отказать из-за «неоптимальных действий экипажа», говорит «НИ» знакомый с ходом расследования эксперт по безопасности полетов: «Когда отказали датчики, пилоты стали ускоренно работать с выключателями». Эксперт полагает, что мог возникнуть конфликт между командиром воздушного судна Евгением Новоселовым и контролируемым пилотом Андреем Латаповым – Латапов был старше Новоселова (43 года и 41 год), имел больший налет (10,5 тыс. часов против 8,5 часов) и также ранее был командиром воздушного судна: «Такие ситуации неоднократно бывали ранее при контрольных полетах, когда инструктор младше контролируемого».

При посадке пилотам, по словам эксперта, следовало бы убрать шасси, когда самолет проскочил взлетно-посадочную полосу (ВПП) и въехал в лес. Длина ВПП на ижменском аэродроме – 1,2 км, тогда как для посадки Ту-154М нужно не менее 2,2 км. В результате самолет проехал 200 метров по лесу, пока не застрял среди деревьев. По мнению эксперта, если бы деревья были «более фундаментальными», самолет мог разрушиться. С убранными же шасси торможение произошло бы гораздо быстрее.

Фото: WWW.TEH-NOMAD.LIVEJOURNAL.COM

Не исключено, что отказа электрооборудования не было, а в действительности отказали только датчики напряжения и количества топлива. Экипаж же решил, что насосы не работают, топлива осталось на полчаса полета, и поэтому стал искать место для аварийной посадки. По словам эксперта «НИ», «как развивалась ситуация в кабине», прояснит магнитофонная запись «переговоров экипажа». На ее изучение уйдет несколько дней.

Еще одна возможная причина происшествия – установка на самолет контрафактных запчастей. Штурман 1-го класса Олег Рюмин говорит «НИ», что с запчастями для Ту-154М «напряженно», так как эта модель больше не выпускается. По мнению Рюмина, летчиков спасла «советская школа», когда их «учили садиться по визуальному заходу без приборов». Пилоты современных зарубежных самолетов на такое не способны: «Их разбаловала электроника».

При расследовании комиссия может столкнуться с «коротышом» – так на авиационном сленге называют «плавающую» неисправность, рассказывает «НИ» военный летчик Станислав Козыренков: «Бывает, что система то отказывает, то снова работает». Чтобы выявить подобную неисправность, по словам Козыренкова, приходилось «разбирать полсамолета».

Пассажиры севшего в лесополосу Ту-154М прибыли в Москву в ночь на среду. Они призвали представить летчиков к наградам и называли их героями, которые «спасли 72 человека и самих себя». За награждение летчиков также высказались глава Ижемского района Коми Петр Дитятев, который наблюдал за посадкой, и многочисленные блоггеры: «Посадка без закрылков, на ВПП 1200 м – это подвиг». «Мужество и героизм летчиков спасли ситуацию», – объявил вчера глава Росавиации Александр Нерадько. По российской Конституции решение о награждении принимает президент.

"