Posted 8 сентября 2005,, 20:00

Published 8 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:22

Updated 8 марта, 09:22

Волга становится Амазонкой

Волга становится Амазонкой

8 сентября 2005, 20:00
В открытых водоемах средней полосы экзотические экземпляры мировой фауны никогда не встречались. И тут как прорвало: недавно возле Нижнего Новгорода в Волге поймали странную рыбу с бугристой кожей. Позже в ней определили цихлазому бриллиантовую, которая обитает только в Южной Америке. А под Саратовом рыбаки постоянно л

В Америке цихлазома считается промысловой рыбой, говорит «НИ» научный сотрудник нижегородского филиала Института озерного и рыбного хозяйства Александр Минин: «Возможно, цихлазома попала в Волгу из чьего-нибудь аквариума и прижилась только на лето, пока вода теплая. Но ведь прижилась же!».

Ладно цихлазома: местные рыбаки уверяют, что уже давно ловят в реке амазонских пираний. Документально зафиксированы случаи, когда в Горьковском водохранилище ловили речную камбалу – обитательницу южных водоемов России, Крыма и Дальнего Востока. Обычной на волжских просторах стала и морская рыба-игла: дети ловят ее сачками на отмелях. А на промышленный отлов каспийской тюльки на Волге сегодня даже выдают лицензии, хотя раньше ее здесь не было.

Саратовские рыбаки тоже давно не удивляются, когда в их сетях оказываются типичные обитатели Каспийского, Черного, Азовского морей или Балтики. Вытаскивая трал с лещом, можно иногда обнаружить метрового угря или камбалу. Зато крабы стали в местных водоемах почти своими. Впервые ученым Саратовского отделения НИИ озерного и речного рыбного хозяйства (НИОРХ) крабов принесли 10 лет назад обалдевшие от своего улова рыбаки. Довольно крупные особи – с расправленными клешнями крабы достигали в ширину почти 30 сантиметров – попались в сети пригородного рыбколхоза. Ихтиологи установили, что это пресноводный китайский мохнорукий краб.

«Первое впечатление, когда видишь среди привычного волжского улова, это буро-зеленое чудище, – шок», – говорит ведущий научный сотрудник института Владимир Ермолин. Каждый год в НИОРХ приносят по нескольку крабов, но здесь на него уже не смотрят как на диковину. «Кроме угря и камбалы, под Саратовом уже попадались снеток, каспийские бычки, черноморская рыба-игла, – продолжает г-н Ермолин. – Но все это случайные гости. Другое дело: у нас совершенно неожиданно прижилась малая южная колюшка из Азовского моря. Сейчас эта рыбка активно осваивает реку, поднимаясь по Волге все выше».

Почему же природные аномалии сегодня все чаще перестают быть таковыми? Мнения ученых неоднозначны.

«На Земле идет глобальное потепление климата, – рассказала «НИ» преподаватель биологического факультета Нижегородского госуниверситета Татьяна Бодрова. – За последние сто лет среднегодовая температура воды в Волге выросла на два градуса – это очень много. К тому же уровень воды в Каспии неуклонно растет, а с ним уровень солености Волги. Поэтому вода в реке постепенно становится пригодной для жизни морских рыб».

По мнению же Владимира Ермолина, активное расселение морских гостей с глобальным потеплением не связано. Главную причину он видит в том, что по структуре волжские водохранилища напоминают сейчас устья рек. «После появления в 50–60-е годы водохранилищ целые участки Волги приобрели устьевой характер с большими лиманами, комфортными для новых видов. Некоторые стали совсем своими – тот же черноморский бычок, давший уже несколько поколений, два вида каспийских бычков. Теперь вот еще и колюшка, которой, правда, нужно воспитать в Волге хотя бы десяток поколений, чтобы окончательно адаптироваться». Что же касается крабов, то привычной закуской в местных пивбарах они пока не стали. Но то, что «китаец» в Волге прижился, сомнений уже не вызывает.




Дальний Восток заселяют экзотические животные и растения

"