Posted 9 августа 2018,, 12:53

Published 9 августа 2018,, 12:53

Modified 7 марта, 16:30

Updated 7 марта, 16:30

Катастрофа "Титаника":  знаменитый фильм показал не всю правду

Катастрофа "Титаника": знаменитый фильм показал не всю правду

9 августа 2018, 12:53
Фото: wikipedia.org
История трагической гибели самого большого в начале ХХ века пассажирского лайнера "Титаник", затонувшего в ночь на 15 апреля 1912 года, до сих пор вызывает большой интерес. Во многом он оживлён знаменитым фильмом Джеймса Кэмерона 1997 года, хотя его сюжет во многом не соответствует реальной ситуации.
Сюжет
Былое

В фильме Кэмерона показано чуть ли не по-марксистски "классовое" противостояние богатых и бедных пассажиров гибнущего лайнера: богачи спасаются в шлюпках, которых не хватает на всех, а пассажиров III класса запирают в трюме, обрекая на смерть. На самом деле ситуация была несколько иной: среди пассажиров I класса спаслось 97% женщин и 33% мужчин, среди пассажиров III класса - 46% женщин и 16% мужчин. При этом численно спасшихся пассажиров I класса было 202 человека, III класса - 178 человек. Смерть не делила людей на классы, а капитан отдал команду первыми сажать в шлюпки женщин и детей, из-за чего поначалу многие из них отчаливали от борта полупустыми.

"Когда Титаник шёл ко дну, британский журналист и возможный лауреат Нобелевской премии мира Уильям Томас Стед, закончив помогать грузиться в шлюпки женщинам и детям, пошёл в курительную комнату, где устроил себе последний в жизни перекур, раскурившись и открыв книгу. - пишет ultravert-n в ЖЖ-сообществе otrageniya. - Ровно за этим занятием его и встретил разлом, поглотивший журналиста и отправивший в вечную безмятежность.

Американский миллионер Джон Джейкоб Астор - самый богатый пассажир на Титанике - посадил в спасательную шлюпку беременную жену, горничную и семейную медсестру, после чего стоял на шлюпочной палубе и наблюдал своё последнее зрелище в жизни: уплывающие вдаль шлюпки и попытки людей спустить на воду оставшиеся складные лодки. Это философское созерцание оборвала упавшая на Астора дымовая труба.

Инженер-судомеханик Джозеф Белл до самого конца работал, пытаясь поддерживать в исправности электроснабжение на тонущем лайнере, которое, в итоге, полностью отказало лишь за 4 минуты до полного погружения корабля в океан. Данные усилия позволили продлить работу насосов и замедлить затопление лайнера, дав время остальным на спасение. Джозеф, наравне с другими 35 механиками, не совершал попыток спастись и занять место в спасательных шлюпках. Когда борьба за корабль была окончательно проиграна, Джозефу оставалось лишь принять смерть.

Бенджамин Гуггенхайм - американский бизнесмен - стал любимцем режиссеров, которые непременно вставляли в свои произведения сочные кадры того, как Бенджамин с друзьями, разодевшись в смокинги, играли в карты, отвергая предложения спастись. Перед этим бизнесмен усадил по шлюпкам свою любовницу и горничную, оставшись встречать смерть за азартными играми.

Исидор Штраус - видный предприниматель - отказался от предложения занять место в спасательной шлюпке, заявив, что останется разделить участь других мужчин на лайнере. Его жена - Ида - в свою очередь, приняла решение остаться с мужем, отправив в шлюпку горничную. Чета Штраусов приняла смерть вместе, оставшись друг с другом не только в часы радости, но и в момент последней трагедии.

Изначально в фильме "Титаник" Кэмерона была сцена, как Исидор уговаривает Иду занять место в шлюпке, но, в итоге, данная сцена была вырезана.

Фрэнсис Дэвид Миллет - американский художник - на борту развлекался тем, что писал письмо другу, в котором ругал окружающих его аристократов, называя тех последними словами. Тогда еще Фрэнсис не знал, что плечом к плечу с этими аристократами ему предстоит погружать женщин и детей в шлюпки, после чего разделять с ними мужество ожидания смерти без попыток спастись.

Юозас Монтвила - литовский католический священник - отверг возможность занять место в шлюпке, которое ему готовы были предоставить, и до самого конца исповедовал всех желающих, выполняя свой долг, пока был в состоянии".

Впрочем, блогер отмечает, что были и другие случаи: "Японца одного затравили за то, что спасся. Японцы его обвиняли в отсутствии самурайского характера. Потом британский магнат один - Джозеф Исмей - был вынужден стать почти затворником, поскольку занял место в шлюпке и подвергся обструкции. Прочие аристократы оставались на корабле, отдавая места в том числе женщинам из прислуги, а Джозеф рассудил иначе".

"На самом деле как они там играли в карты и на кого труба в какой момент упала рассказать было некому, - сомневается sllan. - Если погибли, то конечно геройски с улыбкой и презрением к смерти. Впрочем, я не подвергаю сомнению, что они отказались от места в шлюпках. Но вот эти вот художественные детали излишни".

"Мы недавно были в Корк, это последний порт "Титаника", там есть музей с интерактивными элементами, например при покупке билета на экскурсию дают карточку реального пассажира Титаника, а по окончании экскурсии можно посмотреть какова была судьба этого человека, мужчинам дают пассажира мужчину, женщинам - женщин, - комментирует tearsroom. - Моя пассажирка, осталась жива, прожила долгую жизнь и умерла в день, когда Гагарин полетел в космос, а муж погиб на "Титанике" как и большая часть мужин. Мы оба были пассажирами второго класса.

В нашей группе, человек пятнадцать, первоклассочников не было ни одного! Но я хочу сказать про аристократов. Большая часть пассажиров были пассажирами 2-го и 3-го класса, не знаю точного соотношения, но на сохранившейся фотографии морского вокзала Корка видно, что на балконе, куда могли заходить только пассажиры первого класса, стоит всего несколько человек, даже допустим часть из них была внутри, но комната очень маленькая и туда не войдёт больше нескольких человек, а толпа людей второго и третьего класса, которые стояли внизу даже вся не вошла в кадр. Так что сколько там было аристократов? Крайне мало, достойно себя вели "простые" люди.

И ещё, прежде чем умиляться стоит вспомнить о трагическом факте из истории "Титатника", который к счастью учли в будущем при подобных трагедиях. При погрузке пассажиров на шлюпки случился коммуникативный сбой, капитан Смит сказал "женщины и дети первыми", исполнители же сказали "только женщины и дети". Таким образом первые шлюпки уходили полупустыми, а давка и паника начались позже.

Ещё один момент, который мне запомнился от посещения музея и который сильно отличает восприятие британцев, во время экскурсии, когда речь заходила о делении на классы, о привилегиях аристократов и богачей в вопросах спасения жизни, да и просто комфорта, экскурсанты недовольно гудели и комментировали старые правила жизни, ни одного умиления "высшим" классом и желания вернуться в "старые добрые времена" я не услышала".

"Титаник" - это яркий показатель того, что может сделать паника и страх, - пишет colobus1. - Тонул Титаник что-то около четырех часов. За это время можно было из столов наколотить плотов на дивизию. Первые спасательные суда подошли к месту крушения через три часа. В шлюпках полно было трупов. Но. Среди трупов не было ни одного ребенка младше 10 лет. Людей убил страх. Дети не понимали и остались живы. Однотипный "Британик" был морским госпиталем. Тонул 57 минут. Пропал без вести один человек (на самом деле при катастрофе "Британика" погибло 30 человек, но 1036 удалось спасти, - прим.ред.). - Госпиталь с 3000 раненых. 57 минут. Вынесли всех. Без паники и страха".

"