Рус
Eng

Елена Шмелева: "Новое образование должно быть доступно каждому ребенку в России"

Елена Шмелева: "Новое образование должно быть доступно каждому ребенку в России"
Елена Шмелева: "Новое образование должно быть доступно каждому ребенку в России"
9 июля, 12:35Общество
Молодое поколение — это залог будущего России. Поэтому нужно сделать все, чтобы вложить в детей по максимуму уже со школьной скамьи. Как же сделать образование в России доступным и качественным вне зависимости от региона?

Об этом на страницах «Российской газеты» рассуждает руководитель образовательного центра «Сириус», сопредседатель Центрального штаба ОНФ Елена Шмелева. Во-первых, школьник из любого уголка России должен иметь одинаковый доступ к культурному и социальному капиталу. Но, вместе с тем, система образования должна раскрывать личный потенциал каждого ребенка.

Работа по «адресному» развитию детей уже ведется в России, количество школьников, которые занимаются по программам авторитетных педагогов, постоянно растет. Остается добиться того, чтобы действительно каждый ребенок понимал, что у него есть возможность попробовать себя в разных сферах. В связи с этим требуется расширить и насытить образовательное пространство. В частности, нужно создавать новые места в детсадах и школах, а также инфраструктуру для образовательных программ в вузах, колледжах, центрах дополнительного и профессионального образования. При этом не стоит забывать о возможностях для инклюзии.

По словам Шмелевой, чтобы построить современные университетские кампусы и образовательные центры для школьников, необходимо учитывать мнение педагогов. Именно они подскажут, каким должно быть образовательное пространство. Только после этого к работе можно подключать ведущих мировых и российских архитекторов. Например, по такому принципу образовательная инфраструктура создается в «Сириусе».

Во-вторых, нужно уменьшить учебную нагрузку на детей в рамках общего образования и снять бюрократический груз с преподавателей, говорит Шмелева. Так как проверочные работы сами по себе ничего не дают, а только притупляют ощущение ответственности за будущее детей.

В-третьих, нужно развивать массовый спорт — детско-юношеский, школьный, студенческий. Необходимо открывать бесплатные секции для детей от 3 до 6 лет, который сейчас по стране практически нет. Не хватает бесплатных спортивных программ и для школьников. При этом формирование здоровой нации является государственной задачей. Право на бесплатное занятие спортом должны иметь абсолютно все дети вне зависимости от места проживания и возраста.

В-четвертых, необходимо пересмотреть определение статуса образования. «Традиционно во главу угла ставится его уровень. Но вообще-то в образовании ключевую роль играет качество», — напоминает Шмелева. Образовательные стандарты, цифровые технологии, финансовые механизмы должны быть инструментом для создания общедоступного и высококачественного образования. Сейчас же в России очень жесткая иерархия уровней образования, на каждом из которых свои «правила игры». Такая разобщенность создает разрывы в системе обучения и воспитания детей. Поэтому нужно задуматься о преемственности образовательных моделей. Например, чтобы школьная программа дополнялась развитием детей в секциях, а к вузовской подключались предприятия. То есть, дети и подростки должны применять на практике знания, которые они получают. По подобной модели работает «Сириус».

«Это можно делать за счет сетевого взаимодействия: когда студенты поступают в региональный университет, но часть программы могут освоить в других образовательных или научных организациях, на производстве. Это можно делать за счет прикладных научных исследований по критическим технологиям регионов, внедряя российское ПО и применяя отечественное научное оборудование, снимая барьеры для поставки расходных материалов, повышая качество управления научными организациями и технологическими кластерами», — отмечает Шмелева.

Ну и наконец, способности детей нужно развивать, задействуя всю инфраструктуру учебных, научных, культурных и спортивных организаций. Со школьниками и студентами должны заниматься сильные педагоги, ученые, тренеры и профессионалы из различных отраслей. Шмелева уверена: каждый ребенок талантлив, но, чтобы стать счастливым, талант нужно применить, чтобы жизнь других людей стала лучше.

В России достаточно умных, ответственных и неравнодушных молодых людей, которые могут сделать весомый вклад в развитие страны. Это заметно и в период пандемии, когда ребята приходят на помощь другим, участвуют в разработке вакцин, дежурят в больничных палатах. Волонтеры, медики, добровольцы активно проявляют гражданскую позицию, участвуют в политической жизни. «Именно профессионалы, лидеры значимых для общества проектов должны представлять наш народ в органах госуправления. Тут нужно не умение красиво говорить, а практические достижения, постоянное присутствие среди сограждан, умение понять суть их проблем и нести за их решение персональную ответственность», — заключила Шмелева.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter