Posted 8 июня 2015,, 21:00

Published 8 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:44

Updated 8 марта, 03:44

Выхода нет

8 июня 2015, 21:00
В начале июня был опубликован приказ Минюста от 21 мая, утверждающий форму заявления об исключении организации из реестра «иностранных агентов». На следующий же день после подписания приказа ведомство сообщило о том, что реестр удалось покинуть четырем организациям. Правда, все они утратили «агентский» статус в связи с

Из почти семидесяти организаций, которым сейчас присвоен статус «иностранного агента», бороться за исключение из него решились пока только две – пермский центр «Грани» и «Костромской центр поддержки общественных инициатив».

«Наша организация была второй после ассоциации «Голос», которую внесли в реестр. Мы сразу же начали бороться, судились в Конституционном суде, в Верховном суде, сейчас в ЕСПЧ наш иск. И в день, когда поправки о выходе из реестра вступили в силу, мы в 8 утра отправили заявку через интернет-форму Минюста», – рассказывает «НИ» председатель правления «Костромского центра поддержки общественных инициатив» Николай Сорокин. После этого в организации провели внеплановую проверку, и по ее итогам Минюст дал заключение, что организация в течение года не занималась политической деятельностью и не имела иностранного финансирования. «Должны исключить из реестра, даже если есть хотя бы один признак, а у нас – оба. Хотя мы ожидали, что могут быть инсинуации на тему политической деятельности», – говорит «НИ» г-н Сорокин.

Однако, по его словам, в НКО понимают, что всех проблем, созданных государством, выход из реестра «агентов» не решит: «Мы организация законопослушная и мы используем все возможности, которые предоставляет законодательство. Из реестра нас насовсем не исключат – в истории останется, что мы тогда-то попали в реестр, тогда-то были из него исключены. Да, для взаимодействия с какими-то чиновниками это будет проблемой, и мы понимаем, что это будет мешать. Но мы относимся к этому совершенно спокойно. В реестре «иностранных агентов» лучшие организации страны, это для нас почетно – быть с ними в одном списке», – говорит собеседник «НИ».

На то, что процедура исключения из реестра иноагентов превратилась в профанацию, обратила внимание юрист фонда «Общественный вердикт» Елена Першакова. «Включенная организация будет фигурировать в этом реестре навечно. Профанаторы предусмотрели ведение реестра таким образом, что сведения об исключении включаются в отдельных столбцах того самого реестра», – указывает г-жа Першакова в своем Facebook. В беседе с «НИ» она обратила внимание, что порядок исключения из реестра прописан в отдельном приказе Минюста – из соответствующего федерального закона, принятого Госдумой в феврале и подписанного в марте, не следует, что организация должна оставаться в реестре навечно. Г-жа Першакова также указывает, что об исключении организаций из реестра, в отличие от их включения туда, Минюст не оповещает на своем сайте.

Отметим, что 22 мая из реестра были исключены четыре организации – «Центр социальной политики и гендерных исследований», АНО «Юристы за конституционные права и свободы», Санкт-Петербургская общественная организация «Лига избирательниц» и Еврейское областное региональное отделение Общероссийской общественной организации «Муниципальная Академия» – и все они покинули реестр в связи с ликвидацией.

"