Posted 8 июня 2009,, 20:00

Published 8 июня 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:26

Updated 8 марта, 07:26

Интернат строгого режима

8 июня 2009, 20:00
В конце минувшей недели разгорелся скандал вокруг дирекции Республиканского специального дома-интерната для одиноких престарелых и инвалидов в городе Алдан Якутской области. В социальном учреждении прокуратурой были выявлены грубые нарушения прав человека. Пожилых людей там держали взаперти, а тех, кто самовольно покид
Сюжет
Пенсии

Пятого июня 2009 года прокуратурой Алданского района Якутской области было возбуждено уголовное дело по статье 127 УК РФ «незаконное лишение свободы» против директора Республиканского специального дома-интерната для одиноких престарелых и инвалидов. В результате проверки, которую проводила прокуратура, вскрылись грубые нарушения правил содержания постояльцев учреждения. Оказалось, что руководство интерната фактически держало их в заключении. Им были запрещены прогулки. Самовольный выход на улицу приравнивался к побегу. По возвращении в интернат свободолюбивых пенсионеров жестоко наказывали: их помещали в карцер на срок до пяти дней, надеясь тем самым отбить у стариков желание перечить дирекции заведения. Помимо этого, сообщается на сайте прокуратуры, руководством интерната была разработана система штрафов за любые провинности. Сумма взыскания зависела от тяжести проступка и удерживалась из пенсии постояльцев. Нередко штрафы достигали 100% пенсии. По сведениям прокуроров, не выдержав жестокого обращения, двое подопечных интерната даже пытались покончить с собой.

Пока директору интерната придется отвечать только за неправомерное лишение людей свободы, но материалы по незаконному взиманию штрафов из пенсий стариков и инвалидов уже направлены для возбуждения уголовного дела в районную прокуратуру. Кроме того, в Алданский районный суд по инициативе прокурора направлены исковые заявления о возврате старикам неправомерно удержанных денег.

Похожая история произошла летом 2006 года в Амурской области. В ходе проверки в одном из местных интернатов для инвалидов и престарелых были обнаружены два карцера, ничем не отличающиеся от тюремных. Стариков сажали туда за нарушение правил. Мало того, подобные меры наказания были внесены в устав заведения по распоряжению дирекции. Нарушения раскрылись благодаря тому, что одному из постояльцев удалось подать жалобу в прокуратуру.

Сами сотрудники интерната ссылались на то, что в заведении содержались в основном бомжи, алкоголики и бывшие уголовники, которым негде было доживать свой век. Обращаться в милицию, по уверениям директора учреждения, было бессмысленно. За организацию в госучреждении карцера в отношении директора возбудили уголовное дело. Остальных сотрудников привлечь к ответственности не удалось, поскольку они лишь исполняли устав.

Московский адвокат Сергей Горбачев, к которому «НИ» обратились за юридическим комментарием, считает подобные действия дирекции интернатов не только нелегитимными, но и античеловеческими. «Организовывать карцер в социальных учреждениях, не относящихся к заведениям тюремного типа, не- законно, – заявил «НИ» г-н Горбачев. – Также незаконно вносить такие изменения в устав. Какие органы могли зарегистрировать такой устав? В первом случае нарушение произошли сразу по нескольким статьям УК: незаконное лишение свободы, присвоение денежных средств и, если сотрудники интерната использовали деньги, удержанные из пенсий стариков, в своих личных целях, – растрата. За незаконное лишение свободы директору интерната грозит срок до двух лет, а если будут выявлены еще и случаи применения насилия, то до пяти лет лишения свободы».

«К сожалению, случаи издевательства над стариками и инвалидами случаются сплошь и рядом, – негодует в беседе с «НИ» лидер движения «За права человека» Лев Пономарев. – Пенсионеры не всегда могут постоять за себя: кто-то попросту не знает своих прав, кто-то не в состоянии за них бороться, поэтому, на мой взгляд, должна быть организована специальная надзорная комиссия, которая будет регулярно проводить проверки в домах престарелых. Держать стариков взаперти не имеет право никто, ограничивать их свободу могут сотрудники правоохранительных органов, да и то лишь при наличии на то законных оснований».

"