Posted 8 июня 2004,, 20:00

Published 8 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 02:24

Updated 8 марта, 02:24

Билетов нет

Билетов нет

8 июня 2004, 20:00
Начался сезон отпусков, и главным дефицитом в стране стали билеты на поезда, уходящие на юг. По данным руководства Московской железной дороги, за три летних месяца к морю и солнцу по железной колее отправятся больше 10 млн. москвичей, жителей области и транзитных пассажиров. Сегодня билетный рынок стал более цивилизова

Летний дефицит железнодорожных билетов – проблема старая и заезженная. В незабвенные советские времена возмущенная толпа жаждущих «упасть» на пляже граждан атаковала железнодорожные кассы и разбивалась о вывеску «билетов нет», как о волнорез. Ажиотаж тогда создавали спекулянты, которые могучими кучками толпились у вокзальных касс, водили «дружбу» со всеми билетершами и, нагло улыбаясь в лицо, предлагали уехать в тепло за две цены. Сегодня им на смену пришли туроператоры, которые продают билеты через Интернет. Они, правда, ведут себя скромнее, двойной тариф за проезд не требуют и ограничиваются суммой в 200–300 рублей сверху. Но для тех, кто пытается сэкономить на отдыхе и выбирает отечественный курорт, и эта сумма – приличные деньги.

МЖД выпускает на маршруты 15 дополнительных пассажирских поездов, а также увеличивает количество вагонов в действующих поездах. В очередной раз чиновники от дороги объявили войну билетным спекулянтам и отрапортовали, что 70% железнодорожных билетов поступили в свободную продажу. Тем не менее ничего не изменилось, и билеты на популярные кавказские и крымские направления снова пропадают, не успев появиться в продаже.

Говорящее табло

Курский вокзал. Понедельник, 10 часов утра. У касс с билетами назревает революционная ситуация. Железный голос монотонно рекомендует пассажирам вести себя прилично и ни в коем случае не пытаться договориться с проводниками и сесть в поезд «зайцами». Голос взывал и взывал к совести и гражданской ответственности, но оставшимся без билетов людям на железный голос было наплевать.

«Что 15 лет назад детей в Ялту вывозила, что теперь хочу поехать с внуками – ничего не меняется, купить билеты такая же проблема, – пенсионерка Алла Федоровна Рыжкова опоздала: билеты на нужный поезд испарились буквально на ее глазах. – Действительно, хоть «зайцем» в купе проводника садись или на третьей полке путешествуй».

В центре зала, прямо над бунтующими массами и продавцами вокзальных чебуреков, висит электронное табло. Это нововведение железнодорожного начальства – хит сезона-2004. Теперь потенциальным пассажирам не надо отстаивать очередь, чтобы задать всего один простой вопрос: есть билет?

Теперь все сделано для людей. Заходишь в здание и сразу видишь, что билетов нет.

«Не у всех есть время вставать рано утром за 45 суток до отправления позарез необходимого поезда и мчаться на вокзал, – возмущается программист Анатолий Сухоруков. – А отправляться за билетами в частную компанию для меня накладно. Даже если переплатить 200 рублей за билет, на семью из четырех человек выйдет дорого».

«Доехать до места отдыха – это еще полбеды, – перебивает его повар Алла Зыкина, которой повезло: билеты до Симферополя она купила. – А где гарантия, что там я куплю обратные? Я все-таки не одна, с ребенком!»

Спекулянты в законе

Заняться бизнесом по продаже железнодорожных билетов сегодня может каждый. Хотите устроить «точку» у себя в офисе – нет проблем. Достаточно заключить договор с МЖД, приобрести или взять в аренду специальное оборудование, чтобы иметь выход на базу данных, платить за этот выход абонентскую плату 20 долларов в месяц. А полученный от продажи билетов доход распределять по договоренности.

При наличии фантазии можно придумать и что-нибудь более оригинальное. Например, одна из посреднических фирм, работающая по Интернету, предлагает клиентам так называемую услугу V.I.P. Эксклюзивное обслуживание предоставляется гражданам, способным оплатить комиссионный сбор в размере 500 рублей за заказ билета. И тогда заказ можно оформить даже до начала официального срока продажи билетов – за 46 суток. Если это не спекуляция, тогда что? Все дело в том, что в нашем Уголовном кодексе теперь нет понятия «спекулянт». Соответственно и нет статьи, грозящей за это карой. Спекуляция сегодня называется «посреднической услугой», и этим занимается пол-России. А в чем будут заключаться «посреднические услуги» – в торговле спичками или железнодорожными билетами – личное дело каждого.

Турфирмы не любят железнодорожников

Но не стоить думать, что для всех туристических фирм продажа железнодорожных билетов – выгодный бизнес. Многие компании, занимающиеся внутренним туризмом, вынуждены из кожи вон лезть, чтобы найти для своих клиентов свободные полки. Сегодня железная дорога напоминает государство, состоящее из удельных княжеств. Централизованной системы распределения билетов в настоящее время не существует. Где билет продан, там и остаются деньги. И хотя по требованию МПС регионы обязаны отдавать часть обратных билетов в центр, каждый старается отдавать по минимуму, сохранив прибыль за собой. Именно поэтому взять обратный билет из Сочи в Москву в столице практически невозможно. Зачастую даже самим турфирмам.

«Нам гораздо выгоднее и спокойнее сотрудничать с авиакомпаниями, – говорит сотрудник одной из столичных турфирм Олег Бородин. – В чартерной авиации сферы влияния уже поделены, ведущие фигуры известны, правила игры установлены. Почему не удается создать подобного в железнодорожном ведомстве?»

На самом деле причина здесь одна. В авиации нет монополии, и здоровая конкуренция позволила развиться целой отрасли услуг. РАО «Российские железные дороги» остается недвижимым монументом «совка», где соперничать не с кем и некому, а поэтому предпосылок к созданию рынка нет. Помимо прочего, доходы от продажи железнодорожных билетов настолько малы (в сравнении с грузовыми перевозками), что мало кто заинтересован в инвестициях в эту область. Так что, как ни крути, пока общая ситуация не изменится, не исчезнет сам по себе и дефицит железнодорожных билетов. Какие меры ни принимай – объявляй войну билетным спекулянтам, вешай электронные табло и проводи рейды по поимке «зайцев» – на вокзалах у железнодорожных касс каждое лето будет возникать революционная ситуация.




Российские «железные телеги» неплохо подготовились к лету

"