Posted 8 апреля 2010,, 20:00

Published 8 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:09

Updated 8 марта, 07:09

«Моя победа со слезами на глазах»

«Моя победа со слезами на глазах»

8 апреля 2010, 20:00
Ровно через месяц страна будет отмечать 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Пройдут парады, прогремит салют, в глазах многих заблестят слезы, прозвучат торжественные речи о том, как важно не забывать мужество наших предков и не допускать повторения этого ужаса, каждый день уносившего жизни тысяч людей. Редак

Третьи сутки в полной боевой экипировке топаем к Праге – там восстание. Идем только ночью, проходя 50 км. Моросит дождь. У меня четвертушка плащ-палатки, которая немного спасает от дождя.

Так по-настоящему и не успели мы отдохнуть в Вене, куда пришли после взятия австрийского Санкт-Пельтена. Устали чертовски. Кратковременный отдых в течение трех-четырех часов не восстанавливает силы. Старшина после сна поднимает каждого ударом подзатыльника или по уху. Мы не обижаемся. Надо торопиться к Праге.

Сегодняшние почти 20 км топанья после предыдущих 50 показались прогулкой. Только стало светать, и уже привал. Завтрак. Что случилось?

Заняли отведенную нам позицию. Ждем.

Совсем недалеко слышны звуки боя.

В 10 утра замполит сообщает, что только что командующий дивизией сообщил, что сегодня ночью немецкое командование должно подписать акт о безоговорочной капитуляции. Генерал отдает приказ: отцепить от автомашин зенитные установки, посадить на машины пехоту и форсированным маршем двинуть на Прагу.

Конец войне! Что тут началось. Общее ликование, поздравления! Две роты нашего батальона уехали, а нашу оставили при штабе дивизии. В этот же день наши войска штурмом овладели чешским городом Зноймо.

Победили. Настроение у всех приподнятое. Наконец-то дождались! Все веселые, довольные текущими событиями. Комбат говорит: «Разрешаю всем добраться до Зноймо на попутных машинах. Там сбор». Первый взвод сразу же уехал, уехала почти половина нашего взвода. Мы с Позняком, Еремеевым, Филипповым, Афанасьевым и Костенко заскочили на проходящую мимо машину. Отъехав метров 10, услышали сзади взрыв и одновременную команду: «Саперы ко мне». Сразу все движение остановилось. Подбегаем. Что случилось? Оказывается, от тягача отцепилась гаубица и скатилась под откос. Солдаты артиллерийского расчета стали ее вытаскивать, и один из них наступил на мину «S», начиненную шрапнелью. Несколько человек были убиты, много раненых. И это в последний день войны.

Комбат приказал взять миноискатели, щупы и разминировать минное поле.

На месте взрыва собралось все командование нашего батальона: замполит, начфин, начхим, врач, старшина роты.

Мы стали проверять обочины дороги, я шел с Позняком с миноискателем, он со щупом. Вдруг снова взрыв. Нервы напряжены. Сорвав наушники миноискателя, побежали к месту взрыва. О, ужас. Тяжело ранен старшина, замполит Добромиров, врач Курманов, адъютант комбата Салько. Убит комбат – майор Гладышев.

Оказывается, когда мы занялись разминированием, все радостно возбужденные, собрались вокруг комбата, обсуждая радостное известие о победе. Комбат с обочины дороги увидел метрах в десяти торчащие «усики» взрывателя мины «S». «Последнюю мину на войне я разминирую сам», – сказал он. То ли она была на сюрпризе, то ли он допустил ошибку, раздался взрыв. Майор буквально был изрешечен шариками мины.

В последний день войны вышли из строя 17 человек. Обидно и жалко до слез.

Пока перевозили раненных, пока отправили в санбат, стало темнеть. Появился замкомбата капитан Щепакин – единственный из командования не пострадавший. Он приказал: «Позняк, Кучин, Филиппов – останетесь, разминируете поле. Возьмете документы майора и старшины и похороните их». В это время Павел Еремеев – мой друг – подошел к капитану: «Товарищ капитан, разрешите мне остаться с ними». Вот он друг!

«Нет, – ответил капитан, – они справятся. Впереди еще много работы».

Все уехали. Мы остались втроем. Стемнело. Мы решили разминирование оставить до утра...

С рассветом приступили к разминированию. Около тела майора оказалось четыре мины. Осторожно подняв тело, перенесли на обочину дороги. Сходили в ближайшую пустующую деревеньку, взяли платяной шкаф и поместили его в вырытую могилу. Уложили тела майора и старшины. В это время подошел взвод армейских саперов. Узнав от нас, что произошло, они помогли похоронить. Троекратный салют за погибших товарищей в последний день войны!

Армейские саперы помогли нам разминировать это минное поле. Во время разминирования лейтенант-командир отряда подозвал нас и говорит: «Как же вы неосторожно работаете». И показывает на три усика мины «S», торчащие в зеленеющей траве, и четко след сапога в 2 см от мины. Да, пронесло! Обстановка и обстоятельства гибели сказались.

Уже к вечеру мы закончили оформление могилы. Сколотили пирамидку с надписью: «Гвардии майор Гладышев Василий Константинович погиб за Советскую Родину 8 мая 1945 года. Гвардии старшина Дмитрюк Николай погиб за Советскую Родину 8 мая 1945 года. Вечная слава и память!».

Последний долг отдали мы вам, дорогие товарищи.

Вот и закончился день 9 мая 1945 года – День Великой Победы. По-разному его встретили и отпраздновали даже здесь, на фронте, мы – вот так, со слезами на глазах.

Сергей КУЧИН – участник ВОВ, гвардии рядовой сапер-подрывник, старший научный сотрудник Музейно-выставочного центра города Железногорска, лауреат Государственной премии, почетный гражданин города Железногорска

"