Posted 8 апреля 2008,, 20:00

Published 8 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:16

Updated 8 марта, 08:16

Археология по-черному

8 апреля 2008, 20:00
Управление Россвязьохранкультуры по Самарской области выразило недовольство тем, как в столице региона проводятся работы на местах старинных некрополей, и обратилось по этому поводу в Москву. Дома в Самаре строятся в буквальном смысле слова на костях, во время проведения раскопок бесследно исчезают ценные артефакты. Ос

Территория Старой Самары активно застраивается. И зачастую строительные работы ведутся без обязательного предварительного археологического обследования. Как и в других крупных городах, места под строительство в центре города совсем не осталось, распределен каждый клочок земли. Так что застройщиков мало волнует, что под возводимыми ими зданиями могут лежать чьи-то останки или скрываться уникальные памятники древней культуры.

«В данный момент идет освоение территории некрополя Никольского монастыря, – рассказал «НИ» заместитель руководителя управления Россвязьохранкультуры по Самарской области Дмитрий Лакоценин. – Но прежде чем там проведут работы археологи, строить ни в коем случае нельзя! Мы и так имеем множество прецедентов строительства на костях. Кроме того, после эксгумации останков из некрополей, по требованиям СЭС, в течение 20 лет земельные участки могут использоваться только под зеленые насаждения. Но все эти жесткие требования игнорируются».

Ситуацией бесконтрольности пользуются «черные копатели». Как показала практика, булгарские и золотоордынские поселения на территории Самарской Луки подвергаются постоянному разграблению.

«Мы знаем случаи, когда «черные» археологи продавали свои находки музеям, – говорит г-н Лакоценин. – Например, такая коллекция была приобретена краеведческим музеем Тольятти. Я считаю, что это недопустимо. Нельзя потрафлять мародерам. Постоянно подвергается разграблению поистине уникальный объект Шигонское селище, где найдены захоронения эпохи неолита».

Даже когда ведутся плановые раскопки, часть предметов куда-то исчезает. «В 2003 году были проведены археологические раскопки у мужского монастыря в Сызрани. Отчетов о них нет ни здесь, ни в Москве. Есть документы, из которых следует, что были раскопаны три погребения, два из них принадлежали священнослужителям. Но где все то, что удалось найти, неизвестно», – возмущается представитель Россвязьохранкультуры. Он приводит слова настоятеля Свято-Вознесенского Сызранского монастыря отца Марка (Алексеева). Тот утверждает, что пять лет назад при раскопках были найдены богатые богослужебные облачения, шитые золотом митры, напрестольные кресты. И все это – будто ветром сдуло.

Осенью 2006 года начались раскопки Иверского некрополя. Тогда на месте возведения опорной стены были обнаружены человеческие останки. Деньги на охранно-спасательные работы выделило областное Министерство культуры. В XIX веке здесь, помимо монахинь и священнослужителей, хоронили наиболее знатных жителей Самары, в частности, основателя города Петра Алабина, отца писателя Алексея Толстого, купцов Курлиных, героев Севастополя и Шипки. Ход проводимой сегодня в некрополе эксгумации подвергается самарцами жесткой критике.

«Склепы на территории монастыря жильцы близлежащих домов использовали для хранения продуктов, – говорит директор музея археологии и Поволжья, доцент Самарского государственного педагогического университета Павел Кузнецов. – Гробы из склепов вытаскивали, кости разбрасывали по поверхности земли».

Те, кто ведет раскопки, по мнению председателя совета регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (СРО ВООПИК) Игоря Субботина, ни в чем не уступают варварам-горожанам. Так как на проведение генетической экспертизы нет денег, поднятые на поверхность останки сегодня разложены по целлофановым мешкам и свалены в одном из подвалов на территории монастыря – в помещении, никак для этой цели не приспособленном.

Обо всех этих нарушениях СРО ВООПИК доложило в письме на имя руководства Россвязьохранкультуры РФ. Но ответа пока нет – и тотальное мародерство в Самаре продолжается.

"