Posted 9 марта 2005,, 15:36

Published 9 марта 2005,, 15:36

Modified 8 марта, 09:33

Updated 8 марта, 09:33

«Арестованные» в Молдове российские наблюдатели вернулись в Питер

9 марта 2005, 15:36
«Арестованные» в Молдове российские наблюдатели вернулись в Питер

Вчера одна из групп российских наблюдателей, которых продержали в в Молдове почти пять суток, а затем депортировали на родину, вернулась в Питер. По словам Александра Кочеткова – главы организации по наблюдению за выборами в странах СНГ, группа из Петербурга, в которую вошли сотрудники участковых избиркомов и представители региональных отделений ряда политических партий, отправились в Кишинев 4 марта.

«О том, что мы приезжаем, молдавские спецслужбы, судя по всему, знали заранее. На станции Бульбока, что на границе, нас уже встречали. К поезду подъехали иномарки и микроавтобусы. Из иномарок выходили люди в штатском. В микроавтобусах прибыли группы захвата», – рассказала «НИ» координатор Высшего совета ЛДПР Елена Бабич. В 8 часов утра 5 марта вагоны отцепили от основного состава и фактически взяли под арест. «Мы должны были быть в Кишиневе уже в субботу, получить аккредитацию и в воскресенье пойти на выборы, однако, как только нас остановили, стало понятно, что до молдавской столицы мы не доедем», – сказал председатель НБП Андрей Дмитриев.

В купе, в котором ехал Андрей и его товарищи, зашли сотрудники транспортной полиции Молдавии и попросили документы. «Со словами: «В Кишинев вы сегодня не попадете – в стране выборы и очень сложная ситуация» офицер Сергей Урсу забрал наши паспорта и вышел», – говорит Дмитриев. На все требования объяснить, что происходит, представители транспортной полиции и молдавской службы информации безопасности отвечали либо молчаливыми ухмылками, либо заученной фразой: «Ситуация сложная – выборы». Елена Бабич рассказывает, что когда она попросила представиться двух появившихся в ее купе мужчин, один из них заявил, что отвечать на ее вопросы не уполномочен и, пригрозив, что в Молдавии вот-вот начнется гражданская война, изъял у всех пассажиров паспорта. «Наши вагоны отогнали в тупик, где не было ни света, ни воды, ни отопления, – поделилась с «НИ» г-жа Бабич. – Нас не выпускали из поезда. Даже в станционный туалет я ходила в сопровождении трех мужчин, а в кабинку со мной заходила женщина. Продукты у нас закончились на подъезде к Молдавии. Поэтому есть нам было нечего. Поменять леи без паспортов мы не могли, а в местном магазинчике, понятно, за рубли нам ничего продавать не хотели. Да и брать там кроме водки, было почти нечего. При этом офицеры, у которых особенно развито чувство юмора нам повторяли, что все это делается ради нашей безопасности. Но арестовывать человека ради его спасения – это же какой-то нонсенс».

Состав с российскими наблюдателями продержали в Бульбоке 15 часов, затем прицепили к поезду на Петербург. За это время у особенно активных наблюдателей отобрали мобильные телефоны. Некоторые получили телесные повреждения в схватке с офицерами, когда хотели прорваться к приехавшим журналистам. «Одного молодого человека из моей группы скрутили и бросили на рельсы», – рассказала Бабич. Арестантам стало ясно, что к репортерам их не пустят, на окнах вагонов они стали писать «Голод», «Холод». После этого у всех забрали зубную пасту и губную помаду. Пытавшихся сопротивляться наблюдателей усмиряли силой. А все заверения оказавшихся в этих же вагонах простых туристов о том, что они не имеют никого отношения к политике, остались без ответа. «В нашем вагоне ехала пара – муж подарил жене путевку по пушкинским местам, – говорит Елена, – их тоже задержали вместе с нами. У супруга случился инсульт и его увезли неизвестно куда на «скорой», жена вся в слезах повторяла, что ее муж может умереть в любой момент».

«На все наши заявления, что они нарушают закон и российско-молдавское соглашение и безвизовом въезде, полицейские нам отвечали, что закон, равно как и наши права их не волнуют, – говорит Андрей Дмитриев. – С нами разговаривали с какой-то усмешкой, непонятным цинизмом». Позже Дмитриев понял, почему молдавские власти так старательно оберегали свои избирательные участки. Председатель НБП и еще три человека сошли в Тирасполе на обратном пути и в воскресенье на такси отправились на выборы. «Мы побывали на четырех участках на границе Молдавии с Приднестровьем, – заявил «НИ» Дмитриев, – и на всех мы заметили очень низкую явку. На одном мы так и не дождались ни одного избирателя. После увиденного я могу сказать, что заявления Кишинева о высокой активности Приднестровья, несколько преувеличены». Кроме этого, Андрей и его группа выявили ряд незначительных нарушений.

В общей сложности в оцепленных вагонах пассажиры провели почти пятеро суток. «Поезд не убирали еще по дороге в Молдавию, можете себе представить, что там творилось на обратном пути – грязь антисанитария», –пожаловалась Елена Бабич. Но больше всего во всей этой ситуации горе-пассажиров поразило не состояние поезда и не отношение молдавских офицеров, а поведение российских дипломатов. Спустя восемь часов после захвата к поезду в Бульбоку приехал помощник посла России в Молдавии, и немного пообщавшись с арестованными и их охранниками, уехал. Как говорит Андрей Дмитриев, сотрудник посольства продемонстрировал полное бессилие российской дипломатии по отношению к своим гражданам: «Такое ощущение, что о наших послов просто вытирают ноги, а они это молча проглатывают». Наблюдатели намерены в ближайшее время запросить официальное мнение МИДа по поводу случившегося, а потом будут принимать решение обращаться в международный суд или нет.

Мария Селезнева, Санкт-Петербург

"