Posted 8 февраля 2015,, 21:00

Published 8 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:59

Updated 8 марта, 03:59

Причина и следствие

Причина и следствие

8 февраля 2015, 21:00
Защита руководителя ставропольского комитета солдатских матерей «Матери Прикумья» Людмилы Богатенковой заявила на днях о нарушениях в ходе расследования уголовного дела против правозащитницы. По сведениям адвокатов, предполагаемым жертвам мошенничества, якобы совершенного Богатенковой, «помогали» давать показания. Г-жа

По словам адвокатов Людмилы Богатенковой, следователи города Буденновска Ставропольского края пытаются предъявить ей окончательное обвинение, хотя следственные действия еще не завершены. В частности, до сих пор не проведены в полном объеме очные ставки Богатенковой с людьми, якобы пострадавшими от ее мошенничества. Защита главы «Матерей Прикумья» уже дважды заявляла отводы следователю, но ходатайства отклонялись.

Адвокатам пришлось даже остановить очную ставку, во время которой им почти не позволяли задавать вопросы, зато потерпевшим «помогали» давать показания. Так, свидетель на очную ставку пришла с «конспектом» и читала по нему, рассказывает «НИ» адвокат г-жи Богатенковой Андрей Сабинин: «Подобная ситуация нарушила принцип состязательности в уголовном судопроизводстве. В итоге мы заявили отвод следователю и стали уходить. Но нас, адвокатов, попросту не выпустили с территории отдела полиции, закрыли двери. Следователь тем временем быстро написал постановление об отказе в отводе и побежал его подписывать, чтобы продолжить очную ставку. Только видеосъемка и обещание довести этот факт до сведения прокуратуры и отдела собственной безопасности вразумили сотрудников следствия прекратить этот беспредел».

74-летнюю правозащитницу же с очной ставки в очередной раз пришлось увозить на «скорой». Андрей Сабинин рассказал «НИ», что следователь пытается убедить Богатенкову отказаться от адвокатов: «Тогда ей назначат нового защитника и предъявят обвинение. Если потребуется, мы завтра заявим еще одно ходатайство об отводе».

Людмила Богатенкова уверена, что потерпевшие сотрудничают со следствием ради своих родственников, которые находятся в местах лишения свободы. «Город у нас небольшой. Женщина, у которой я якобы заняла 100 тысяч рублей, уже всем рассказала, что к Новому году ее сын будет дома, поскольку она помогает меня посадить», – объяснила «НИ» правозащитница.

Напомним, что в отношении Людмилы Богатенковой в октябре было возбуждено два уголовных дела о мошенничестве, которые потом объединили в одно производство. В первом случае следствие считает, что правозащитница обманула мужчину, обещая за 800 тыс. рублей добиться переквалификации совершенного его сыном преступления. А во втором – что она заняла 100 тыс. рублей у местной жительницы и теперь отрицает это. К слову, потерпевшего по первому делу следователи до сих пор не могут найти. Второе же дело было возбуждено в тот день, когда президентский Совет по правам человека обратился к прокурору Ставропольского края с просьбой взять первое дело под личный контроль.

Следствие и раньше допускало грубые нарушения закона, рассказывает «НИ» Андрей Сабинин: например, постоянно пытается пройти в квартиру и в офис г-жи Богатенковой, не предъявляя постановлений об обыске. Даже о возбуждении второго уголовного дела адвокаты и правозащитница узнали только 28 ноября из СМИ. Это нарушило право Богатенковой на защиту, убежден г-н Сабинин.

После следственных действий правозащитницу уже не раз приходилось госпитализировать.

В октябре ее пытались заключить под стражу, но в СИЗО Пятигорска женщину не приняли по состоянию здоровья, а позже адвокаты успешно оспорили законность избранной меры пресечения. Сейчас глава «Матерей Прикумья» находится под подпиской о невыезде.

Людмила Богатенкова является экспертом постоянной комиссии по военно-гражданским отношениям президентского Совета по правам человека. Она уверена: уголовные дела связаны с ее правозащитной деятельностью. В августе она передала в СПЧ информацию о девяти погибших российских военнослужащих, проходивших службу по контракту в Ростовской области. Правозащитница также заявила о наличии у нее списка из 400 раненых и погибших российских солдат, участвовавших в боевых действиях на Украине.

"