Posted 8 февраля 2010,, 21:00

Published 8 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:01

Updated 8 марта, 07:01

Прожорливая подземка

Прожорливая подземка

8 февраля 2010, 21:00
Недавним повышением цен на проезд в столичной подземке возмущены 56% горожан, показывают результаты соцопроса одной из исследовательских компаний. Респонденты сравнивают затраты на спуск в метро с походом в кафе и гадают, до каких высот поднимется стоимость поездки в следующем году. Тем обиднее, когда 26 рублей просто
Сюжет
Метро

Ситуация, до боли знакомая многим москвичам, пользующимся подземкой: прикладываешь билет к турникету, а в ответ раздается противный писк и горящая красная лампочка. Автоматически переходишь к следующему устройству, в надежде попытать счастья там. Турникет срабатывает, но с билета снята не одна, а две поездки. Если карточка была всего на одну поездку, то приходится идти к кассе и отстаивать большую очередь. Если билет безлимитный – ждать семь минут. Переговоры с дежурным по турникету, как правило, приводят только к обвинениям в том, что пассажир просто пропустил кого-то вперед себя и теперь качает права. Как бы то ни было, итог один – потрачены лишние деньги, время и нервы.

Существование проблемы признал начальник столичной подземки Дмитрий Гаев еще в начале 2008 года. «Есть недостатки, за которые пассажиры критикуют нас совершенно справедливо, – говорил он на одной из пресс-конференций. – Среди них неправильное срабатывание билета при контакте с турникетом и потерянные поездки, когда человек, к примеру, в течение месяца из 20 использует только 15». Тогда Дмитрий Гаев пообещал, что «в течение года это прекратится».

Однако, как показала практика, обещания так и остались невыполненными. Особенно часто такие сбои происходят на традиционно загруженных станциях – на Кольцевой линии, у железнодорожных и автовокзалов, а также у конечных остановок междугородных автобусов. «Подобные случаи превратились в систему, обращений и жалоб на это слишком много, чтобы считать их случайностью», – считает глава независимого профсоюза работников метрополитена Светлана Разина. Однако, по информации руководства столичной подземки, «самовольное» списание поездок составляет сотые доли процента от количества проходов.

Сигнал «заблудился» – поездка пропала.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

По словам и.о. начальника ГУП «Московский метрополитен» Игоря Ермоленко, внезапное «решение» турникета держать оборону до последнего возникает по нескольким причинам. «Это может быть вызвано неисправностью проездного билета из-за повреждения пассажиром антенны билета или чипа билета, – пояснил «НИ» г-н Ермоленко. – Также возможна неисправность самого валидатора на турникете, они выявляются работниками службы в ходе анализа работы аппаратов. Но самая распространенная причина – невыполнение пассажиром порядка пользования бесконтактными билетами. Соответствующая инструкция размещена в вестибюле станции и очень проста. Надо аккуратно, исключая скользящие движения, приложить билет любой стороной к желтому кругу, то есть устройству контроля, на турникете. В поле зеленого индикатора высветится количество поездок, которые останутся после совершения прохода. Если зеленый сигнал не загорелся, раздался звуковой сигнал и горит красный индикатор, необходимо, не отходя от турникета, повторно приложить билет к желтому кругу на том же турникете. Должен загореться зеленый индикатор – и можно спокойно проходить».

Во всех случаях происходит следующее: когда пассажир прикладывает карту к валидатору, поездка списывается, сигнал «можно пропускать» передается в систему, отвечающую за работу дверей, и своеобразный «отчет» о проделанной работе передается обратно, от створок к валидатору. Но сигнал может «заблудиться», и тогда валидатор будет просто «не в курсе», что дверки готовы пропустить пассажира. При повторном поднесении карты к желтому кругу валидатор «вспоминает» билет, поэтому не списывает новых поездок. А вот если попытаться пройти через другой турникет, тот «воспримет» карту как новую и спишет еще одну поездку.

Горожанам, пострадавшим от сбоев в работе турникетов, рекомендуется обращаться в Пассажирское агентство метрополитена. Там пассажиру выдадут компенсационную поездку или две – в зависимости от того, сколько «съел» турникет. Правда, сделано это может быть только в том случае, если непричастность пассажира к инциденту будет доказана. А это непросто, отмечают юристы. «Главным доказательством может служить запись с видеокамер, на которой четко зафиксированы момент вашего подхода к турникету и ошибка в его работе, – рассказал «НИ» старший юрист компании «Крикунов и партнеры» Олег Зайцев. – Правда, необходимой четкости может не получиться, учитывая дневные пробки и толпы народа. Также можно ссылаться на свидетельские показания. Если компенсации нет, а пассажир уверен в своей правоте, то можно обратиться в суд на основании того, что метрополитен не оказал услугу по перевозке, несмотря на произведенную оплату проезда. Однако всевозможные издержки в таком случае будут куда выше результата, которого можно добиться, если суд удовлетворит ваши требования».

"