Posted 8 февраля 2007,, 21:00

Published 8 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:47

Updated 8 марта, 08:47

Операция «Святой Филипп»

8 февраля 2007, 21:00
«Скандал со святыми мощами», похоже, выходит на новый виток. Еще в понедельник на сайте одного из российских аукционных домов появилась информация о продаже «останков православного святого». Были указаны стартовая цена 1 тыс. евро и контактный телефон. В течение трех дней новость обрастала подробностями. В среду кости

О том, что на интернет-аукцион выставлены «мощи русского святого, попавшие в частные руки из Казанского собора в Санкт-Петербурге», стало известно из распространенного в понедельник заявления заместителя председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина. По его словам, православные доброхоты сообщили ему о появившемся в Сети объявлении. «Проверив, что по указанному телефону действительно предлагают купить мощи, мы решили сделать этот факт достоянием гласности», – сказал о. Всеволод. Попытку продажи человеческих останков – обычных ли, почитаемых ли Церковью – зампред ОВЦС назвал «чудовищным кощунством».

Дальше события напоминали детективный роман. Сначала разъяснения дал петербуржец Владимир Хромов, представляющий интересы Бориса Георгиева, выставившего кости на продажу: «Там прямо написано «Святой Филипп», и стоит инвентарный номер Музея религии и атеизма». Во вторник удалось выйти на контакт с самим г-ном Георгиевым. Выяснилось, что объявление он дал по просьбе своей знакомой. По словам Бориса Георгиева, когда он сообщил владелице по телефону о разразившемся скандале, женщина дрожащим голосом ответила: «Я его сейчас взяла и поцеловала... Не хочу никому отдавать». Но в среду «мощи» были изъяты сотрудниками ГУВД по Петербургу. А в четверг россиян оповестили о том, что череп и кость не являются мощами.

«Следствие окончено – забудьте», – напрашивается простой вывод. Однако настораживает стремительность, с которой разворачивался «мощный детектив». Сотрудник Института всеобщей истории РАН Сергей Беляев, наш ведущий специалист по экспертизе останков святых, полагает, что речь идет все-таки о мощах, выкраденных из Музея религии и атеизма в начале 90-х, когда его переводили из здания Казанского собора. И собор, и православные реликвии были тогда переданы Патриархии. Теперь есть основание думать: передали не все. По словам г-на Георгиева, у владелицы «таких мощей еще целый ящик». Это, говорит он, вовсе не бросает на нее тень: «Если Патриархия не смогла сохранить, и мощи попали к случайным людям, им должны быть благодарны. А сейчас благодарность в у.е., ведь остальные мощи на помойку выкинули».

Скандал сильно встревожил директора Музея религии и атеизма Бориса Аракчеева, ранее возглавлявшего Музей «Петропавловская крепость» и смещенного из-за конфликта с Патриархией. Директор заявил: «Это – глупая провокация». Понятно, что г-на Аракчеева вскоре подвергнут проверкам. «Повторением истории с Эрмитажем» назвал случившееся новгородский археолог Сергей Трояновский.

Заметим: торговля мощами в России не редкость. Правда, до сих пор это были мелкие косточки, вкрапленные в иконы. Патриархия и сама к таким торгам приложила руку. Два года назад в том же Питере, в Александро-Невской лавре, прошел аукцион, где ушла с молотка икона св. Александра Невского. Все сборы шли на ремонт лавры, и ее наместник архимандрит Назарий (Лавриненко) обещал сюрприз новому обладателю иконы. Слово он сдержал: вложил в реликвию, купленную директором одного из питерских заводов, частицу мощей святого князя. Главенство Патриархии тогда, разумеется, не сочло это «чудовищным кощунством».

"