Posted 8 декабря 2021,, 10:59

Published 8 декабря 2021,, 10:59

Modified 7 марта, 13:08

Updated 7 марта, 13:08

ВС признал законным засекречивание сотрудников НКВД, причастных к Большому террору

ВС признал законным засекречивание сотрудников НКВД, причастных к Большому террору

8 декабря 2021, 10:59
Верховный суд отказался признавать незаконным положения Указа президента России «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», позволяющие засекречивать имена причастных к Большому террору.

Как сообщает «Новая газета», иск был подготовлен историком Сергеем Прудовским, занимающимся исследованием харбинской операции НКВД — массовым репрессиям против бывших служащих Китайско-Восточной железной дороги. В ходе этой операции были расстреляны свыше 21 тысячи человек.

В 2019 году историк инициировал рассекречивание дела Татьяны Кулик, которая была расстреляна как японская шпионка в 1937 году. Кулик позже реабилитировали, но фамилии и должности тех, кто сфабриковал ее дело, были засекречены.

В обосновании этого суды четырех инстанций, в том числе и Верховный суд, ссылались на указ президента, а также секретный приказ ФСБ, который охраняет личные данные сотрудников контрразведки. Прудовский заявил, что указ написан противоречиво, поскольку позволяет отнести к контрразведчиками сотрудников НКВД. Историк потребовал отмены положений указа и подал иск к президенту.

Президента в суде представляли сотрудники ФСБ. Они настаивали на том, что отмена положений указа будет угрожать обороноспособности России. Суд отказал в удовлетворении иска.

Напомним, что в начале прошлого месяца в Ивановской области представители УФСБ не пустили Прудовского в архивы троек НКВД, объяснив отказ в предоставлении допуска возможным «разжиганием ненависти».

Получив отказы в Иванове и Туле, историк подал в суд на оба региональных УФСБ, требуя от силовиков предоставить ему доступ к протоколам. Однако на заседании 28 октября представитель ивановского УФСБ заявил, что доступ к архивным документам, касающимся эпохи массовых политических репрессий, ограничили, поскольку, по мнению экспертной комиссии, они «содержат сведения, распространение которых может повлечь разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды».

"