Posted 7 декабря 2005,, 21:00

Published 7 декабря 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

Небесные доскеры

Небесные доскеры

7 декабря 2005, 21:00
Если вы освоите зимний кайт, вам будет все равно, как работают подъемники и ухожены трассы. Ведь где нельзя проехать – там можно пролететь.

В любом случае стоит попробовать кайт-сноубординг или скиинг – катание на привычном оборудовании, но с использованием воздушного змея. Для этого вида спорта не нужны склоны и подготовленные трассы, подойдет чистое снежное поле или замерзшие реки и озера – был вы ветер.

История

В то время как два брата-француза Доминик и Бруно Леганю получали патент на свое изобретение – морское крыло с надувными ребрами жесткости, два других француза – Мишель Монтимини и Бенуа Тремблей сделали ставку на зимний кайт. Они совместили кайт и лыжи и получили возможность кататься в любом месте, наплевав на подъемники. Дамиан Ришар использовал сноубод – и добился неслыханных скоростей. Уже в ХХ веке зимний кайтинг стал отдельной дисциплиной в ежегодном чемпионате мира по зимним парусным видам спорта, где он оказался самым динамичным. В России этот вид получил развитие благодаря Владимиру Бобылёву, Дмитрию Чупакину, Дмитрию Овсянникову, Эмиру Усейнову, Олегу Острикову. К сожалению, уровень развития нашего кайт-сноубординга и скиинга пока что не достиг западного: конкуренцию мы пока составили лишь в дисциплине рэйсинг (в 2004 году Александр Зайцев завоевал титул чемпиона мира). Но с каждым годом зимний кайтинг в России набирает обороты: повышается уровень проведения и масштаб контестов, качество отечественного оборудования. Все больше народу приходит в этот вид спорта, так что настанет момент, когда количество людей перейдет в качество медалей.

Инструкторы

В начале обучения самым ценным оборудованием для вас будет инструктор. Ведь если сильный порыв ветра неожиданно поднимет кайт вместе с вами метров на 6–10, то кто-то должен будет кричать вам снизу, что теперь делать. Вторым достоинством инструктора можно считать то, что он может дать оборудование в аренду – ведь намного практичнее разбивать чужое. Кстати, вам будет намного проще, если до начала обучения кайту вы хорошо освоите лыжи или доску.

Если же вы уже овладели доской или лыжами, то вам лучше пользоваться своими снарядами, поскольку вы уже знаете их характер и особенности. Обратите внимание на ростовку оборудования – при занятии кайт-сноубордингом или скиингом предпочтительней, чтобы она была больше, чем вы привыкли использовать в повседневном катании. Длина лыж или сноуборда для зимнего кайта сопоставима с моделями для фрирайда, у которых площадь соприкосновения скользящей поверхности со снегом больше – это повышает устойчивость и обеспечивает плавность маневров.

Обучение

Вашей первостепенной задачей будет освоить управление так называемым пилотажным кайтом («пилотажкой») – змеем размером от 0,5 до 3 метров, с которым ученику легче почувствовать ветер. В идеале это занимает не более 15 минут. Далее вас будут обучать управлению полноценным «взрослым» кайтом – его размеры подбираются в зависимости от силы ветра и вашего веса. Соотношения следующие: если вы весите более 80 кг, то размер кайта будет варьироваться от 6 до 9 метров; 60–80 кг – змей будет около 5; менее 50 кг – 4. Кайт крепится к телу с помощью специальной трапеции и системы утяжек.

Основное место обучения кайтингу – школа «Змеиное Логово». К кому из инструкторов обращаться, в сущности, без разницы. Такие люди, как Юлия Цвайгбом, Дмитрий Казаков и другие, кто давно завоевал уважение в среде кайтеров, тоже дают уроки новичкам, предоставляя при этом и снаряжение. Однако репутация школы стоит недешево – около 1800 руб. за 3 часа обучения, 700–750 – за 1 час. Экономичный вариант – приехать на выходных в Строгино или на Плещеево озеро и договориться с кем-то из профи о частных уроках. Ну а если что-то вы уже умеете, то сможете в дружеской тусовке получить ценные советы, опробовать новые модели змеев и досок (чужие, если дадут) и приятно провести время.

Оборудование

Рано или поздно вы все-таки столкнетесь с необходимостью покупать собственный кайт, и тут необходимо расставить приоритеты, что для вас важнее – фрирайд или фристайл. В первом случае вам потребуется парафойл – двухоболочный кайт без клапанов специально для зимы. Его можно поднять почти из всех положений. Парафойл имеет ряд преимуществ: он легок и не имеет надувных секций, к тому же работают сразу две оболочки, что дает большую мощность при той же площади. Для фристайла лучше использовать кайты – «надувастики», которые за счет ребер жесткости сохраняют форму, обеспечивают легкое управление и отличную маневренность. Еще одно принципиальное различие в конструкции кайтов – двух- или четырехстропные системы управления. Кайты с двумя стропами имеют 2 линии управления – левую и правую. Вы натягиваете левую линию, чтобы повернуть кайт налево, и натягиваете правую линию для поворота направо. Кайты с четырьмя стропами имеют 2 передних и 2 задних линии и дают больше возможностей контроля и управления кайтом. Все кайты различаются по размерам, которые определяются по принципу «больше ветер – меньше кайт, меньше ветер – больше кайт»: при 3–5 м/c желательная площадь кайта 7–10 кв. м, при 7–10 м/с – обычно 3–5 кв. м, а при порывах свыше 10 м/с рекомендуют брать змея размером менее трех метров.

Кстати, кайт – дисциплина не из дешевых. Правда, то удовольствие, которое вы получите, покроет все затраты. Если пилотажные кайты стоят от $50 до $150, то зимние воздушные змеи обойдутся вам в сумму от $350 до $800. Некоторые «верхние» модели могут стоить и $1500. Новичкам можно порекомендовать кайты фирмы Respect Kites, в частности, модели Sun для фрирайда (стоит около $370) и Freak для фристайла ($690). Что до доски или лыж, то комплект хорошего уровня обойдется вам в среднем в $ 600–700.

"