Posted 7 декабря 2005,, 21:00

Published 7 декабря 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

Коллекционер кругосветок

Коллекционер кругосветок

7 декабря 2005, 21:00
Свой первый спортивный подвиг Сергей Щербаков совершил на парусной яхте «Сибирь», построенной собственными руками. Вместе с командой он прошел вокруг света через Северный морской путь. Впервые в истории преодолев Северный ледовитый океан без зимовок и ледокольной проводки. На днях яхта вернулась из другого рекордного п

Цена кругосветки

Каждое утро Сергей Щербаков спешит на работу в губернаторский яхт-клуб. Он расположен в уродливом офисном здании, а вот внутри у него – просто частный музей. Евроремонт, кожаная мебель, деревянный стол, ноутбук последней модели и призы. Щербаков показывает блестящий, переливающийся трофей, по форме похожий на ската.

– Вот наш последний приз – «За самый трудный переход». Его нам вручили президент британской организации Sail Training International Джостейн Хаккали и учредители регаты The Tall Ships’ Races. Приз переходящий, на вечное хранение никому не отдается. Мы соревновались с самыми крупными в мире парусными кораблями, среди которых «Крузенштерн», «Мир», «Штандарт». Несколько лет назад я даже мечтать не мог, что мы будем рядом стоять, не то что соперничать.

Идею участия в британской регате Сергею Щербакову подсказал близкий друг из Петербурга Николай Литау, обошедший на яхте «Апостол Андрей» весь земной шар. Первоначально Щербаков планировал просто завершить начатое в июле 2003 года дальнее плавание по маршруту Омск – Таганрог – Омск, но потом немного изменил планы и все-таки поехал в Ирландию. Знаменитая регата учебных парусников The Tall Ships’ Races (Ирландия – Франция – Англия – Норвегия) оказалась серьезным испытанием для команды Сергея. Для участия специально пришлось собирать экипаж из 15–25-летних парней. Но ребята справились и получили третий по значимости

приз «За самый трудный переход», а также выиграли гонку от Ватерфорда (Ирландия) до Шербурга (Франция).

– Сергей, для Сибири хождение под парусом – экзотический вид спорта…

– На самом деле в Омске соревнования проходили еще в позапрошлом веке. В 1897 году на акватории Иртыша газета «Рабочий путь» проводила свои гонки. В Омске родился олимпийский чемпион Александр Музыченко. Победителей олимпийских парусных регат в нашей стране всего пятеро, и один из них омич. Раньше было множество парусных и судомодельных кружков. Я начал заниматься в старом Кировске, там работал мой первый и единственный тренер, ветеран войны Виктор Тюшев. До этого я серьезно занимался подводным плаванием, был чемпионом области.

– Успехи в новом виде спорта пришли быстро?

– Да. Я не люблю что-то делать и не получать при этом хотя бы морального вознаграждения. В 79-м году на Поволжской регате впервые в истории омского парусного спорта выполнил мастерский норматив. Ходил почти везде, кроме Каспийского моря. Выступал в довольно престижном олимпийском классе гоночных яхт «Финн».

– Когда возникла идея построить собственную яхту?

– Это была не идея, а мечта, к реализации которой пришлось идти много лет. Главный принцип в экстремальном плавании прост: кто строит, тот идет. Но чтобы построить такую махину, как яхта, нужны деньги. Найти их было трудно. Зато когда построили, планы посыпались один за другим. После того как в 97-м году прошли до Санкт-Петербурга, уже всерьез задумались о кругосветке. Сидели со старшим помощником Сергеем Кикотем и боцманом Владимиром Шельменковым, обсуждали, как хорошо было бы пройти вокруг света через Северный морской путь без остановок. Потому что если остановишься, то яхту нужно обязательно ставить на хранение, возвращать домой экипаж – все это деньги, большие деньги. Зимовка же на этом маршруте невозможна. Что делать? Подумали и решили: а что, если мы сразу не весь Северный морской путь пройдем, а только его половину? Выйдем из Омска, повернем направо в сторону Берингова пролива и поплывем на юг, огибая США, Канаду, Мексику, Бермуды, а потом через Европу вернемся обратно в Омск. Все загорелись этой идеей. Но для ее реализации надо было перестраивать яхту.

Удлинять ее корпус до 12 метров, ставить вторую мачту, наращивать корму. Без серьезной финансовой поддержки здесь не обойтись. К счастью, удалось найти спонсоров. Всего на экспедицию ушло порядка пяти миллионов рублей.

В 1987 году Сергей Щербаков еще не был заслуженным мастером спорта, кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», вице-президентом Всероссийской федерации паруса, директором Омского губернаторского яхт-клуба. Тогда у него не было не только яхты, но и средств на нее. На рабочем столе лежал неровный лист бумаги с набросками плана и модели будущего судна. С этим листком выпускник Высшей школы КГБ, командир антитеррористической боевой группы Щербаков отправился к знакомым и незнакомым людям: договаривался и убеждал – искал средства для строительства яхты, на которой он планировал совершить беспрецедентный переход до Санкт-Петербурга. Будущий капитан планировал поставить судно на воду за пять лет, но строительство затянулось на десять.



Море и страх

– Сергей, капитан должен быть жестким человеком?

– Да, конечно. Без этого никуда. Это называется «дисциплина». Другое дело – нужно постоянно думать, как не перейти грань с жестокостью, не обидеть человека, не сделать ему больно. У нас команда набиралась долго, все постепенно притирались друг к другу, одни уходили, другие приходили. От первоначального экипажа остался я один. В 1995 году примкнул старпом Сергей Кикоть, незаменимый человек. Сейчас в экипаже 19 ребят.

– Когда выходите в море, ощущаете страх? Не возникает желания повернуть назад?

– Мне всегда страшно. Потому что не страшно бывает только дуракам или незнающим людям. Как только отходим от дома, как только теряются берега, ухудшается погода – берет нешуточный мандраж. С другой стороны, перед экспедицией многое просчитываешь, готовишься. Отправляясь в кругосветку, понимаешь, что и в шторм попадешь, и хищника встретишь.

– Сейчас меня мучит идея пройти Северный морской путь без остановок, за одну навигацию, как это сделали французы и немцы в 2002-м. Что для этого нужно? Стартовать в июле с нулевого меридиана, например из Лондона, и покорить Севморпуть. Потом двинуться на юг – от Берингова пролива к мысу Горн, проливу Дрейка. За три месяца обогнуть Антарктиду, после чего пойти в сторону Австралии и Новой Зеландии. Завершаем экспедицию, вновь проходя Северный морской путь, далее Гренландия, север Канады и последняя остановка в Лондоне. Три кругосветки за один переход в течение 15 месяцев – это фантастика!

Сейчас специально для этого строим новую яхту. Проект уже готов. С вами поделюсь секретами, которых еще никто не знает. Длина стального корпуса – 28 метров. Это будет двухмачтовая шхуна, рассчитанная на 14 человек. Корпус будем строить в Омске на судоремонтном заводе, оснащение яхты закажем в Европе. Проект дорогой – три миллиона долларов. Но это очередная цель, которую мы наметили на 2007 год.



Сергей МОИСЕЕВ, президент Российской Яхтенной Ассоциации:

Мы восхищаемся смелостью, упорством и любовью к морским приключениям Сергея и его команды. Он доказал, что способен выполнить поставленную задачу, какой бы нереальной с первого взгляда она ни казалась. Мы уверены, что Сергей найдет необходимые средства на строительство яхты для его следующих рекордных путешествий. Российская яхтенная ассоциация готова оказать ему информационную и техническую поддержку.

Для тех, кто по тем или иным причинам не может отправиться в подобное путешествие, но любит море, приключения и новые впечатления, хочу дать несколько советов:

– Если вы не в состоянии купить и содержать собственную яхту, то ее можно взять напрокат – в чартер. Чартерные компании работают по всему миру и за вполне разумные деньги 1–5 тыс. евро можно взять яхту или катамаран на неделю на компанию 4–10 человек.

– В зависимости от уровня подготовки и потребности адреналина в крови можно выбрать различные маршруты от безмятежного Эгейского моря до смертельно опасного мыса Горн, от круиза вдвоем до гонки на грани полета в регате.

– Управление яхтой можно доверить профессиональному экипажу или встать к штурвалу самостоятельно. Второй вариант возможен после окончания курсов по подготовке членов экипажа и капитанов – шкиперов.

– При выборе курса следует определить свою роль на судне – член команды или шкипер, тип судна – парусное или моторное и длину судна до 10 или до 24 метров. Кроме того, определить район плавания – внутренние или прибрежные водные пути России, Европы или плавание по морям и океанам.

– Если опыт хождения на яхте уже есть, все равно рекомендую обратиться к инструктору, чтобы он подобрал вам нужный курс. Современные яхты стали проще в управлении, но буквально напичканы новым оборудованием и электроникой, на берегу вас ждут комфортабельные стоянки-марины, но требуются знание морской терминологии и опыт, чтобы ими воспользоваться.

"