Posted 7 декабря 2004,, 21:00

Published 7 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

Любите при свечах

Любите при свечах

7 декабря 2004, 21:00
Минувшим вечером иудеи всего мира начали отмечать Хануку – свой любимый «Праздник света». Каждый вечер в домах в эти дни будут зажигать свечи, начиная с одной и до восьми. Светильники Хануки – так же, как через месяц рождественские ели – будут стоять на площадях столиц во всем мире.

Согласно библейскому преданию, празднование Хануки было установлено в память восстания, поднятого за полтора столетия до н.э. человеком по имени Маттитьяху Хасмоней и пятерыми его сыновьями против греко-сирийских захватчиков. Одержав победу, Иудея вновь обрела независимость и возможность восстановить статус религии предков. Восемь дней в знак ликования после захода солнца возжигались светильники в заново освященном Храме Иерусалимском и во дворе перед ним.

Вспоминая последующую историю еврейского народа (впрочем, не только его), нельзя не отметить: то, что праздник, в сущности, историко-политического значения отмечается каждый год в каждой семье – для России более чем актуально.

Почему Хануку нельзя отменить, как, скажем, 7 ноября? Хотели многие – да не смогли. Отменить Хануку, в отличие от 7 ноября, нельзя не только потому, что Хасмоней с сыновьями подняли восстание против язычников, осквернявших их традиции и святыни, а у нас в 1917 году все происходило с точностью до наоборот. И не только потому Ханука неотменима, что Бог или, как пишут иудеи, Б-г осудит. Дело еще и в том, что, кроме веры в Бога, люди верят, хоть их режь, в то, о чем говорится в сказках. В то, что добро побеждает зло. В то, что, сколько веревочке ни виться, концу быть. И в то, что в мире происходят чудеса.

Ханукальной молитве – более двух тысяч лет.

Таким чудом для евреев стала не победа Хасмонеев-иудеев над Селевкидами-язычниками, переломившая ход истории, а скромный в историческом и геополитическом смысле факт, о котором в Писании говорится: «Греки, войдя в Храм, осквернили все масло, бывшее в Храме; когда же победило их царство Хасмонейское, то нашли лишь один кувшинчик масла, запечатанный печатью первосвященника, а масла, что было в нем, могло хватить лишь на один день. Но случилось чудо, и масло горело восемь дней».

В своем праздничном послании главный раввин России Берл Лазар очень доходчиво и остроумно отвечает на вопрос: «Почему так важно чудо ханукальной лампады?»

«Язычники не собирались истреблять евреев, – пишет раввин. – Они хотели «избавить евреев от предрассудков». Большинство ваших заповедей, говорили они, мы понимаем и уважаем. Но есть у вас такие законы, которые не только мы, но и вы сами не понимаете. Раз вы не можете объяснить их, значит, это глупости, недостойные цивилизованного античного человека! И вы, евреи, должны от них отказаться, если хотите, чтобы другие античные люди относились к вашему народу как цивилизованному. А не хотите, так мы вас цивилизуем насильно! Именно поэтому, когда язычники вошли в Храм, они специально сняли печати с сосудов со священным елеем. Дескать, если вы хотите зажигать масло во славу вашего Б-га, мы не станем мешать. Но ваша заповедь, что масло должно быть ритуально чистым, – предрассудок. Масло может быть доброкачественное или недоброкачественное, а ритуальное или нет – какая разница?! Но Г-сподь в ответ дал знамение: елей, которого должно было хватить на день, освещал Храм 8 дней! Таким образом, Он объяснил нам: если вы соблюдаете заповеди, даже не понимая их, Я готов нарушить для вас даже законы природы, которые Я сам положил. И одновременно Он объяснил еще одну очень важную вещь: Я сотворил чудо о свете, потому что свет символизирует лучшее, что есть в человеке, – его душу. И хотя далеко не все может быть объяснено при помощи логики, знайте: Я, Б-г ваш, даровал каждому из вас способность зажечь светильник духовности, который никогда не погаснет... Мы должны всегда помнить слова наших мудрецов: «Самый малый свет разгоняет самый большой мрак». Силы тьмы, как бы они ни ярились, не способны разбить маленький сосуд со священным елеем, который Создатель заложил в душу каждого человека».



СВЕЧИ, ПОНЧИКИ И КУБИКИ

«Ханука» переводится с иврита не только как «Праздник освящения» и «Праздник огней», но и как «Новоселье». Ежевечерне в религиозных семьях собираются все, чтобы к уже горящим свечам прибавилась еще одна, причем зажигают свечи по очереди, от главы семьи до младших детей. При этом произносятся соответствующие молитвы с прошением к Богу благословить время, свет и чудеса. Свечи горят не менее получаса, после чего семья садится за стол. Ханукальный ужин включает молочную пищу и блюда, приготовленные с большим количеством растительного масла, – непременные пончики и картофельные драники. Во все дни Хануки отменяется пост. Не соблюдается и траур по умершим близким. У евреев есть особые ханукальные песни и игры. Особенно популярно бросание кубика, вроде волчка, на сторонах которого написаны первые буквы слов, складывающихся во фразу – благодарность за чудо, сошедшее на землю и народ Израиля.


АККРЕДИТАЦИЯ НА РАДОСТЬ

Вчера фотокорреспондент «НИ», аккредитованный по линии пресс-центра главного раввина России на праздновании Хануки, поехал на площадь перед концертным залом «Россия» снимать, как Юрий Лужков будет зажигать свечу вместе с Берл Лазаром. Однако на месте предполагаемой съемки ему заявили: «Еврейская аккредитация – это само собой, но еще нужна аккредитация в мэрии». – «Чтобы сфотографировать, как свечу зажигают?!» – «Ну да... Ведь кто зажигает!»...

Странная ситуация. Ханука – все же не заседание правительства Москвы, да и присутствовать на вчерашней церемонии могли все желающие. С другой стороны, если в Пасхальную ночь у нас во многие церкви, начиная с храма Христа Спасителя, вход строго по пригласительным билетам, – чем хуже православного праздника иудейская Ханука? Перед законом в России, когда это касается интересов светской власти, все религии и граждане равны...

"