Posted 7 октября 2008,, 20:00

Published 7 октября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:48

Updated 8 марта, 07:48

Некоторые равнее

Некоторые равнее

7 октября 2008, 20:00
Как выяснили «НИ», группа чиновников Минтранса России хочет предоставить региональным властям возможность самостоятельно определять размеры дорожных штрафов. В Москве их могут увеличить, а в менее обеспеченных краях и областях страны, наоборот, понизить. Эксперты убеждены, что для принятия этой странной концепции нужно

Чиновники Минтранса РФ обсуждают концепцию, согласно которой региональные власти смогут самостоятельно устанавливать размеры штрафов за нарушения Правил дорожного движения. По замыслу ее разработчиков, тарифная сетка взысканий за административные правонарушения на дороге должна устанавливаться в зависимости от среднестатистического дохода граждан в том или ином регионе страны. Соответственно, в Москве, где люди зарабатывают намного больше, чем в провинции, штрафы могут повыситься, и весьма существенно, а на периферии, наоборот, понизиться. В то же время официальные представители Минтранса РФ пока не раскрывают детали обсуждаемой в кулуарах концепции. «Безопасность дорожного движения и другие вопросы, связанные с автомобильным транспортом, регулирует ГИБДД, – дал понять «НИ» начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов. – Все нововведения принимаются там, а в Минтрансе обычно происходит их согласование». В свою очередь, заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ Владимир Кузин в беседе с «НИ» заявил, что не верит в возможность реализации подобного замысла.

По мнению экспертов, нововведение, если оно все же будет принято, создаст прецедент, по которому главы регионов смогут самостоятельно вносить изменения не только в КоАП. «Подобные концепции изначально противоречат Конституции, – выразил «НИ» свое мнение доктор экономических наук Никита Кричевский. – Вносить изменения в Кодексы могут только федеральные органы власти. Потом регионам разрешат перекраивать Налоговый кодекс, а следом и все другие».

Но есть и другая точка зрения. «Конечно, придется внести серьезные поправки в КоАП, но это необходимо сделать, – заявил «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Существующая уравниловка не способна повлиять на безопасность движения. Если для пенсионера штраф в 700 рублей за проезд на красный сигнал светофора – это большие деньги, то для банкира эта же сумма ничего не значит». Заместитель председателя комитета по конституционному законодательству Госдумы РФ Александр Москалец сообщил «НИ», что «эта мера может привести к хаосу, ведь в составе России более 80 регионов, и скоординировать их взаимодействие может только единый государственный орган и единый закон». Сейчас в Налоговом кодексе есть ряд статей, где тариф не определен. Один из таких пунктов – налог на жилье, размер которого устанавливается в зависимости от доходов граждан. «Стоило бы разработать схему, где будет установлен размер штрафа для людей с разным уровнем дохода, – продолжает Виктор Травин. – К примеру, если человек зарабатывает в год 10 тысяч долларов, он должен заплатить штраф 10 тысяч рублей, а если его доход составляет 20 тысяч долларов – то штраф будет равен 20 тысячам рублей».

При этом, по мнению г-на Травина, штрафовать жителей других регионов, которые находятся в том или ином месте проездом, нужно по месту, где было совершено нарушение. Еще одним «но» станет то, по каким принципам будет вестись расчет среднестатистического дохода жителей регионов. «Можно учитывать среднестатистический доход и установить верхнюю границу штрафов, – уверен г-н Травин. – К тому же тарифные сетки должны учитывать не только уровень доходов людей, но и аварийность в регионе, количество жителей и многие другие факторы. В любом случае это будет более справедливым наказанием за нарушение Правил, чем есть сейчас». Другие эксперты, впрочем, пока скептически относятся к подобной мере. «Это антиправовое предложение, которое нельзя поддержать, – говорит «НИ» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Материальное положение может учитываться только в том случае, когда размер наказания не закреплен точно. К примеру, если в законе устанавливается сумма штрафа от 100 до 800 рублей, то в этом случае можно усилить наказание в зависимости от доходов нарушителя». В качестве альтернативы такую же меру предложил внести и научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский. «Единственное, что можно было бы поменять в КоАП, – это вилку штрафов, – заявил «НИ» г-н Кричевский. – Установить минимальное и максимальное наказание за нарушение». Но даже эта мера может привести к негативному результату. «Чтобы инспектор ГИБДД мог принять адекватное решение о размерах штрафа, надо открыть для автоинспекторов доступ в налоговую базу данных, как это уже сделано в Финляндии», – добавляет Виктор Травин.

«Я считаю, что проблема безопасности дорожного движения – комплексная, и одним усилением административного наказания для водителей ее не разрешить, – уверен г-н Москалец. – В том, что нарушаются Правила, виновны не только пешеходы или водители. Комплексную проблему и нужно решать комплексно. Необходимо устранить недочеты в законах, причем как в местных, так и в федеральных».

Что будет, если штрафы за ПДД в Москве повысить, а в других регионах понизить?

Сергей МАЗАЕВ, музыкант:
– Те люди, которые занимаются разработками такого рода концепций, просто не имеют образования. В кармане у них, наверное, водятся деньги, и им кажется, что вытянуть лишние 500–1000 рублей из кошельков россиян – не проблема. Это очередной способ обобрать народ, не более того. По большому счету уровень жизни в Москве выше, чем в других регионах. И здесь можно было бы это использовать – построить платные дороги, например. В России постоянно повышают штрафы, но улучшения ситуации на дорогах не видно. Вместо того чтобы учить людей быть тактичными участниками дорожного движения, власти переводят решение этой проблемы исключительно в плоскость денег.

Наталья КРАЧКОВСКАЯ, актриса:
– Это очень странная идея. Штрафы должны быть едиными для всех. За одно нарушение должно быть и одно, всем четко понятное наказание. Иначе получается, что «каждая метла по-своему метет». А ведь перед законами все равны, и их должны придерживаться все без исключения.

Елена ИЩЕЕВА, телеведущая:
– Это очень плохое начинание – дифференциация штрафов в зависимости от региона, в котором проживает водитель-нарушитель. Давайте тогда введем везде свои расценки на продукты питания, на одежду. Мы и так платим за квартиры и за ряд услуг гораздо выше, чем в остальных регионах. К тому же все мы знаем, что люди на дорогах предпочитают договариваться с гаишниками. Каждый автолюбитель в курсе этих неофициальных расценок. Если поднять размеры официальных штрафов, неофициальные в Москве окажутся просто на порядок выше, чем по стране. Я считаю, что эта идея губительна, неправильна и несвоевременна. Неужели больше заняться нечем?

Илона БРОНЕВИЦКАЯ, певица:
– Теоретически это хорошее начинание, но на практике оно приведет лишь к увеличению доходов работников ГИБДД. У нас ведь как происходит? Повышаются таможенные пошлины – богатеют таможенники. А Москва – самый коррумпированный город в стране. Вообще обычно высокие штрафы способствуют более безопасной езде. Но только не у нас.

Опрос провела Полина САМОЙЛОВА

"