Posted 7 октября 2008,, 20:00

Published 7 октября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:49

Updated 8 марта, 07:49

Запах прошлого

7 октября 2008, 20:00
У большинства участников социологического опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение», дома оказались вещи, которые они больше не носят, однако не спешат от них избавляться. Отвечая на вопрос о причинах такой скаредности, чаще всего наши сограждане говорят о том, что с вещами связаны воспоминания: «избавиться от

Блошиные рынки, магазинчики секонд-хэнд, комиссионки – в большом городе так много мест, где можно задешево купить одежду, обувь, мебель, посуду. Существует отдельная категория граждан – постоянных посетителей таких мест. Старая вещь зачастую может быть в хорошем состоянии и выделяться из общего ряда необычным, элегантным или экстравагантным видом.

Между тем, если верить опросу, проведенному в конце сентября в 100 населенных пунктах России Фондом «Общественное мнение», мы претендуем именоваться страной Плюшкиных. Лишь треть наших сограждан заявили, что дома у них нет старых вещей. Остальные признались: вещи, которыми ни они, ни их близкие никогда не будут пользоваться, у них есть (у 24% таких вещей даже много), но расставаться с ними эти люди не намерены.

Среди вещей ненужных, но хранимых, чаще всего называется одежда (13%), мебель и предметы интерьера (4%), бытовая техника (3% – в том числе пришедшая в негодность: «может, на запчасти пригодится»). Совсем небольшую категорию (5%) составляют люди, хранящие семейные реликвии: «рыбацкий короб моего отца», «шкатулка мамы, ей уже более 100 лет», «шарф, связанный любимой женщиной», «брошки, шарфики, платочки – все это бабушкино».

О старых вещах приходится слышать, что они обладают особым ароматом. Однако так думают всего лишь 7% участников опроса, тогда как 27% убеждены: старые вещи никак не влияют на уют их дома, а для 25% жилище от них становится менее уютным.

«Хранить или не хранить?» – вот в чем вопрос. Как выяснили эксперты ФОМ, для многих россиян он стоит довольно остро. 17% рассказали, что конфликты и ссоры с близкими по этому поводу в их жизни происходили нередко. Правда, не уточнили, на чьей стороне была победа...

Как видим, картина получилась весьма противоречивая. Вот итальянцы, к примеру, в каждую новогоднюю ночь выбрасывают старье прямо из окон, а мы, даже понимая, что оно больше нам не послужит, даже втайне мечтая от старых вещей когда-нибудь избавиться (в этом сознался каждый второй), с ними, любимыми, не расстаемся. В чем же дело?

Наверное, в том, что старые вещи – наше прошлое. Объясняя, почему

к ним так прикипело сердце, подавляющее большинство Плюшкиных вздыхает: «они окружали меня всю жизнь», «эти вещи напоминают мне о молодости», «старые вещи вызывают ностальгию» и даже так: «избавиться от них – все равно, что потерять старого друга».

Если же расставание все-таки происходит, в половине случаев старые вещи отправляются на свалку, многие отдают их друзьям и знакомым, 9% участников опроса относят на специальные пункты сбора в помощь нуждающимся, а 2% – продают или обменивают. И остается только гадать, какими путями вещи-ветераны попадают на блошиные рынки, в магазинчики секонд-хэнд и в комиссионки, дожидаясь там новых хозяев.

"