Posted 7 сентября 2015,, 21:00

Published 7 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:18

Updated 8 марта, 03:18

Урожай невежд

Урожай невежд

7 сентября 2015, 21:00
Средние результаты ЕГЭ первокурсников, зачисленных на бюджетные отделения вузов, улучшились по сравнению с прошлым годом почти на целый балл. Об этом на прошлой неделе заявил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Самыми популярными у отличников оказались медиакоммуникация, прикладные математика и физика, реги

В 2015 году на бюджетные места очной формы обучения поступили 324 тысячи будущих бакалавров и специалистов, или 56% всех выпускников школ. Об этом на днях сообщал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. В этом году на каждое бюджетное место в среднем по стране претендовали девять человек. Средний балл зачисленных на первый курс составил 65,2 балла. И этот результат на 0,8 балла лучше, чем в прошлом году.

Абитуриенты, которые поступали на педагогические и инженерно-технические специальности, показали результаты ниже средних – 61,2 и 61,6 балла соответственно. При этом, например, Чеченский государственный педагогический институт набрал троечников, у которых средний балл – 54,6. В Дагестанском государственном педагогическом университете похожая история – средний балл поступивших составил 52,6. Однако министр образования отметил, что такие результаты – это позитивный итог приемной кампании 2015 года. «Интерес к этим специальностям возрос. А результаты существенно выше уровня прошлого года»,?– сказал Дмитрий Ливанов. Напомним, что в 2014 году на педагогические специальности средний балл абитуриентов составил 61,1, а на инженерно-технические – 60,7.

Надо отметить, что с педагогическими вузами в столице ситуация лучше, чем в целом по стране. Например, Московский педагогический государственный университет (МПГУ) и Московский городской педагогический университет (МГПУ) в этом году набрали первокурсников с результатами выше 70 баллов.

В этом году абитуриенты-отличники с высокими баллами по ЕГЭ поступали на такие направления, как медиакоммуникация (средний результат – 92 балла), прикладные математика и физика (89,2), регионоведение (88), фундаментальная и прикладная лингвистика (87,5), международные отношения (87).

Для поступления на педагогические специальности 61 балл – это довольно хороший результат, сказала «НИ» директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина: «Еще в 2009 году результаты были в районе 52 баллов. Почти на 10 пунктов прибавили. На лингвистике лучше результат не только потому, что идут самые лучшие дети. У нас в среднем по гуманитарным предметам результаты ЕГЭ лучше, чем по естественно-научным. Лингвисты же не сдают математику или физику, а многим будущим учителям это необходимо. Отсюда и такая разница в средних баллах».

Такая же печальная история из года в год повторяется с аграрными вузами. Практически все крупные сельхозуниверситеты страны, где прием на бюджет больше 300 человек, взяли учиться троечников, с трудом преодолевших пороговые баллы ЕГЭ, установленные Рособрнадзором. Например, Брянская государственная сельскохозяйственная академия приняла на бюджет абитуриентов с результатом 49,3 балла. Дальневосточный государственный аграрный университет довольствовался и того меньшими результатами – 48,4 балла. А Приморская государственная сельскохозяйственная академия поставила антирекорд, приняв на бюджет ребят со средними баллами 45,3.

«В аграрных вузах никак не должно быть набора студентов, которые потом не будут работать по специальности, – отметила «НИ» заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию Алена Аршинова. – Многие из поступивших в сельхозакадемии получают диплом, а потом идут работать кем угодно, только не аграриями. То есть студенты просто воспользовались возможностью получить высшее образование, и неважно какое. Но нам очень нужны специалисты в аграрную отрасль». По словам Алены Аршиновой, вузы Минсельхоза – брошенные, их не финансируют, там никто не занимается работой по привлечению действительно способных студентов. «У министерства вечная отговорка, что сейчас трудное экономическое время. А в результате деньги налогоплательщиков тратятся на специалистов, которые нужны государству, но которые не работают по профилю. А это никак не способствует развитию экономики», – подчеркнула «НИ» депутат.

Слабые студенты поступили не только в аграрные и педагогические университеты: специалисты насчитали 90 вузов, где на пять и более направлений подготовки зачислено больше половины троечников. Об этом сообщил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. В этот список попали и три столичных вуза – Московский государственный университет леса, где из 11 направлений восемь оказались слабыми по набору студентов, Московский государственный университет дизайна и технологий (семь слабых из 11 направлений), Московский государственный индустриальный университет (шесть слабых направлений из девяти).

Мало того, больше половины троечников на ряд направлений набрали и пять федеральных вузов. Например, Сибирский федеральный университет на машиностроение, геологию, материалы, профессиональное обучение и металлургию принял абитуриентов с очень слабыми результатами ЕГЭ. По этому же пути пошли и два национальных исследовательских университета. Напомним, статус национального исследовательского университета присваивается вузам, которые не только эффективно обучают студентов, но и ведут активную научную работу.

«Когда на бюджетное место в вуз поступает человек, который по своему уровню подготовки не соответствует требованиям высшего образования, – это потеря времени для самого студента и денег для государства», – отметил министр науки и образования Дмитрий Ливанов.

Проблема в том, что подростки по-прежнему всеми силами стараются поступить в вуз, колледжи не считаются престижными, подчеркнула «НИ» Ирина Абанкина. «Сдвига в сторону среднего специального образования не происходит. У нас все же мало современных колледжей, которые хорошо оборудованы. В редких ССУЗах есть специальности, которые востребованы на рынке труда и предполагают карьерный рост», – отметила «НИ» г-жа Абанкина.

Однако хорошие колледжи есть, просто чаще всего родители скептически относятся к такому образованию. «Надо же объяснять родителям все преимущества. Овладеть какой-то рабочей специальностью можно гораздо лучше, если после девятого класса пойти учиться в колледж. Потом же можно поступить в вуз, только уже с базой, и дать фору любым одинадцатиклассникам, – отметила «НИ» Алена Аршинова. – А то часто идут дети в 11 класс, а потом и не знают, что делать. Выберут какую-нибудь юридическую специальность, с трудом отучатся и идут работать продавцами, потому что со своими средними знаниями не востребованы на рынке труда».

"