Posted 7 сентября 2008,, 20:00

Published 7 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:45

Updated 8 марта, 07:45

Святой земли много не бывает

7 сентября 2008, 20:00
В Костромской области создана рабочая группа, которая займется вопросом выделения земельного участка под строительство духовно-просветительского комплекса и гостиницы для паломников при Ипатьевском монастыре. Епархия просила передать ей участок, на территории которого располагается музей деревянного зодчества. Губернат

На прошлой неделе архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) обратился к областному правительству с просьбой о включении в разрабатываемый генеральный план Нижнего Новгорода 20–30 земельных участков под строительство храмов. Подготовка каждой площадки к рассмотрению Инвестиционным советом потребует значительных финансовых затрат – до 100 тыс. рублей, но губернатор Валерий Шанцев поспешил заверить, что в случае включения этих площадок в генплан (в чем не стоит сомневаться) они будут «готовиться не за счет епархии».

Случай типичный для современной России. Впрочем, получение участка – вовсе не означает, что на нем через пару лет вырастет храм. Вот уже 10 лет продолжается конфликт в Петербурге, связанный с участком, который был выделен под строительство подворья Антониево-Сийского монастыря Архангельской и Холмогорской епархии РПЦ. В начале года администрация Калининского района передала эту землю инвесторам, которые собирались возводить здесь большой спорткомплекс. Глава районной администрации объяснил свое решение тем, что у него больше нет доверия православным застройщикам. Приход несколько раз не выдерживал сроков действия разрешительных документов, не проводил своевременно изыскательских работ.

Еще один конфликт назревает в Костроме. Добившись в 2006 году ликвидации музея-заповедника «Ипатьевская слобода», архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев) положил теперь глаз на землю, где размещается музей деревянного зодчества. На ней (а это ни много ни мало 10 га) согласно замыслу разместится паломнический центр. Реакция властей была неожиданной. «Землю монастырь получит, но только не в ущерб исторической территории музея, – заявил губернатор области Игорь Слюняев. – Это мое жесткое условие». Наместнику монастыря архимандриту Иоанну (Павлихину) в качестве одного из вариантов был предложен участок на набережной реки Костромы. Отца наместника такой вариант не устроил, и теперь выход из положения поручено найти специальной рабочей группе.

А вот в Воронеже епархия рискует столкнуться с недовольством горожан. Церковь получила там под паломнические центры три земельных участка, в том числе два внутри жилых кварталов Юго-Западного «спального» района. Эти островки зелени в море железобетона – фрагменты лесопарковой зоны, существовавшей до 60-х годов прошлого века. Ранее жителям удалось остановить на этих участках внутриквартальную уплотнительную застройку. Похоже, им снова придется выходить на пикеты.

РПЦ все чаще получает земли, которые потом используются не по прямому назначению. Так, таинственная организация «Фонд инвестиционных программ Русской православной церкви» ведет в Тверской области строительство сети жилищно-гостиничных комплексов класса «три звезды». В центре Москвы фонд предполагает построить на церковных землях ряд офисных, торговых и жилых объектов. И никого не смущает, что по закону религиозным организациям запрещено заниматься коммерцией в таких масштабах. Но, как известно, аппетит приходит во время еды.

В то же время представители других конфессий в «вопросе о земле» сталкиваются с сопротивлением чиновников. Так, в октябре прошлого года Совет муфтиев России опубликовал список подмосковных городов, где мусульманские общины испытывают трудности при строительстве мечетей. Таких оказалось полтора десятка. Местные власти либо отказывают в выделении участка, либо препятствуют строительству на выделенной земле. В Наро-Фоминске и Подольске уже предоставленные участки были отобраны. А в Коломне в качестве условия для выделения земли власти потребовали от мусульман предоставить письменное согласие митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова). Чем все дело и кончилось.

"