Posted 7 сентября 2008,, 20:00

Published 7 сентября 2008,, 20:00

Смешенье чувств

7 сентября 2008, 20:00
Людей, видящих звук и слышащих цвет, ученые называют синестетиками, по статистике их примерно 4,4%. Этот феномен сегодня до конца не раскрыт и привлекает серьезное внимание исследователей всего мира. Раньше считалось, что синестезия – это отклонение психики, и только несколько лет назад медики сошлись во мнении, что по

Слово «синестезия» в переводе с греческого означает смешение чувств. Синестетики ощущают звуки на вкус, обоняют визуальные объекты, видят музыку в цвете, различают на ощупь «мягкие» и «твердые» цифры. Между тем в процессе наблюдений учеными было зафиксировано множество возможных комбинаций. В частности цвета, которые испытуемые видят, когда им показывают цифры, или, когда слышат определенные звуки, устойчивы, но вовсе неодинаковые для всех.

Дар случайный

Известно, что синестезия передается по наследству. В своей автобиографии Владимир Набоков пишет: «Когда мне было семь лет, я взял кучу кубиков с буквами и случайно обмолвился своей матери, что их цвета «неправильные». Мать Набокова сама обладала синестезией и поняла, что мальчик имеет в виду несоответствие реальной окраски букв и их «внутреннего» цвета, возникшего в детском сознании. Этот чудесный дар унаследовал и сын Набокова – Дмитрий.

Помнить все

Константин Анохин, член-корреспондент РАМН, профессор Института нормальной физиологии РАМН считает, что обладающие синестезией часто обладают феноменальной памятью. Способность воспринимать ощущения одних органов чувств через другие позволяет им с легкостью усваивать любую сложную информацию. В качестве примера ученый часто приводит феномен московского журналиста Ш. с ярко выраженной синестезией.

Этот человек обладал уникальной памятью, позволявшей ему спустя годы без ошибок воспроизводить огромные таблицы цифр и букв. Каждый звук вызывал у него уникальные ощущения. «Какой у вас желтый и рассыпчатый голос», – сказал как-то журналист своему собеседнику. Между тем таким людям для достижения целей часто мешает маниакальная страсть к порядку и симметрии. Например, им трудно сосредоточиться и начать работу, если они не разложили на столе предметы в строго определенном порядке.

Счастливое младенчество взрослых

Сегодня существует несколько различных теорий причины возникновения синестезии. Американский невролог Ричард Цитович произвел измерение метаболизма мозга у носителей синестезии. При обследовании был обнаружен ослабленный поток крови в участках коры головного мозга, ответственных за речь и абстрактное мышление.

Другие исследователи ищут причину феномена в раннем детстве. Они считают, что мы все рождаемся синестетиками. У младенцев импульсы органов чувств перемешаны, и только в полгода происходит разделение из-за отмирания определенных нейронов. У синестетиков такие нейроны остаются сохранными всю жизнь, поэтому они пребывают в счастливом младенчестве, когда чувства нераздельны.

Профессор Константин Анохин также полагает, что разнообразие связей в мозге, которое закладывается у ребенка и отмирает к взрослому возрасту, у синестетиков, возможно, остается. Когда обыкновенному человеку произносят какие-то слова, то их воспринимает слуховая кора головного мозга, а у синестетика одновременно активизируются и другие участки коры – например, зрительная. Причем если слово связано с цветом, пусть и произносят его в полной темноте, у подобных уникумов активируется область мозга, которая связана с восприятием красок.

Черный понедельник и белое воскресенье

Есть и еще одна любопытная гипотеза. Синестезия – «психическое ископаемое», наследство, доставшееся от предков, у которых было одно единое чувство, а не шесть, которыми современный человек познает мир. В доказательство теории ученые предлагают самим провести анкетирование среди друзей и выяснить, какого цвета слова «воскресенье» и «понедельник». А результаты эксперимента берутся предугадать.

«Понедельник» для большинства людей будет темных тонов (черный, коричневый, синий). А воскресенье, наоборот, – светлых (белый, розовый, желтый). Между тем, скажем, в английском языке названия дней недели несут следы «синестетического атавизма». Выходной день у англичан обозначен словом ярким и радостным, как солнце – Sunday. А начало трудовой недели связали с сумерками, когда светит луна – Monday.

Как бы то ни было, факт остается фактом: синестезия – явление уникальное. Не так давно немецкие ученые высшей медицинской школы Ганновера отследили особенности людей, обладающих этим даром, с помощью томографии на основе ядерного магнитного резонанса. Снимки, полученные благодаря специальным приборам, открывают новые перспективы изучения феномена.

Такие неординарные способности дают людям огромные возможности для творчества, так как они способны к самым неожиданным ассоциациям. Вот почему синестетики часто становятся известными поэтами, художниками, музыкантами. Этим даром владели многие выдающиеся деятели мировой культуры. Например, художник Кандинский, писатель Набоков, поэты Бальмонт, Рембо, Бодлер, композиторы Римский-Корсаков, Скрябин, Дебюсси, Чюрленис. Последний был также гениальным поэтом и художником.

По наблюдениям ученых, синестетики обычно левши или люди, одинаково хорошо владеющие как правой, так и левой руками. Они чаще других обладают паранормальными способностями, в том числе даром ясновидения. Этот факт частично подтверждают исследования ученых Университетского колледжа Лондона. С помощью ряда экспериментов установлено, что такие люди способны ощущать боль другого человека, просто находясь рядом. Оказывается, мозг синестетиков активно улавливает эмоциональные импульсы, связанные с физической болью.