Posted 7 сентября 2008,, 20:00
Published 7 сентября 2008,, 20:00
Modified 8 марта, 07:45
Updated 8 марта, 07:45
Действительно, выбор групп, студий и центров для самых маленьких велик: музыка и плавание, пальчиковые игры и эстетическое развитие. Хочется успеть с малышом всюду. Но прежде чем отправиться на занятия, стоит взвесить все «за» и «против». Помните, что выбор первого в жизни крохи кружка – крайне важное и ответственное дело.
Зачем это нужно
Вы стремитесь гармонично развивать малыша, но боитесь, что не сможете дать ему необходимых знаний, так как вы – не профессионал?
Не переживайте: давно известно, что лучший учитель для маленького ребенка – это мама. Как правило, в группах для детей младше трех лет педагог во время занятий лишь дает инструкции родителям, а те уже сами занимаются со своими малышами. Кроме того, маленькому ребенку трудно долго концентрироваться на одном деле, так как его активного внимания хватает лишь на три-пять минут. Именно столько, в идеале, и должен длиться мини-урок, что реально осуществить только в домашних условиях. В любом случае посещение кружка или студии принесет пользу, если будете заниматься с малышом и дома. Так что осваивать педагогические навыки все равно придется.
Вы хотите, чтобы ребенок общался со сверстниками?
По мнению специалистов, чтобы приобрести необходимый социальный опыт, малышу полутора-двух лет вполне хватит двухчасовой прогулки на детской площадке. До трех лет дети могут играть в одной песочнице, но при этом они не так много взаимодействуют друг с другом. В кружке или студии ситуация другая. Здесь с детьми занимаются взрослые, которые учат их общаться.
Считаете, что в детской студии, в отличие от маленькой квартиры, есть все необходимые пособия для занятий с малышами?
Сегодня в магазинах развивающих игр можно купить практически любые пособия для домашних занятий. Даже в тесной квартире найдется место для всего необходимого ребенку – базового комплекта развивающих игр, складного мольберта, маленького спорткомплекса, небольшого батута, который можно прятать под кровать. Пользы от домашних занятий часто больше, так как ребенок может играть в развивающие игры, когда захочет, и гораздо скорее приобретет необходимые навыки.
Вы мечтаете воспитать вундеркинда?
Не спешите воплощать в жизнь свои честолюбивые замыслы. Занятия в бассейне для малышей вовсе не сделают чадо чемпионом мира по плаванию, а размазывание красок по бумаге в компании других «художников» не обязательно превратит его в нового Леонардо да Винчи. Если же окажется, что ребенок действительно по-настоящему талантлив, чрезмерная нагрузка в столь нежном возрасте может только травмировать хрупкую детскую психику.
Выбираем студию
Не стоит поддаваться на рекламу с обещаниями, что в развивающем центре предложат эксклюзивные занятия по авторской программе. Программа в большинстве детских студий практически одинакова. Обычно занятия для самых маленьких состоят из комплекса ритмических и пальчиковых упражнений, логических и творческих игр с использованием красок, пластилина и так далее. Иногда предлагают раннее обучение чтению по так называемой методике Зайцева. Поэтому обращать внимание психологи рекомендуют, скорее, на то, кто и в каких условиях проводит занятия.
Время и место
Центр, куда планируете водить малыша, должен находиться близко от дома. Если на дорогу уходит больше двадцати минут, ребенок будет уставать от одного путешествия. Выбирайте студию с удобным для ребенка расписанием: если занятия нарушают режим дня, они не принесут никакой пользы.
Помещение
Немаловажно и то, в каких условиях будут проходить занятия. Помещение должно отвечать самым высоким гигиеническим требованиям: быть светлым, теплым и чистым. Полуподвалы, в которых нередко располагаются детские центры, исключены.
Желательно, чтобы малыши не соприкасались в коридорах и раздевалках с детьми старшего возраста, которые могут стать источником различных инфекций. В идеале для малышей должна быть оборудована отдельная раздевалка и туалет.
Принцип занятий
Обязательно расспросите, по какому принципу будут строиться занятия. Вариант «мини-школы» с классами, заставленными партами, неприемлем для малышей. Для крошек трех-четырех лет оптимальная форма урока – тематическая игра, в которую ненавязчиво вплетены разнообразные развивающие элементы.
Если малыш не хочет участвовать в общей игре, у него должна быть возможность самостоятельно поиграть с игрушками, расставленными в комнате. Ситуация, когда дети должны «сидеть смирно» и «слушать тетю», исключается.
Стоит уточнить, насколько хорошо оборудован центр. Здесь обязательно должны быть современные развивающие игры, игрушки из экологичных материалов, детские музыкальные инструменты.
Педагоги
Обязательно познакомьтесь с педагогом и поинтересуйтесь его квалификацией. Для общеразвивающей группы наличие педагогического образования, в принципе, не обязательно. Но если человек декларирует, что он «работает по методике Зайцева», «системе Монтессори» или является последователем вальдорфской педагогики, у него обязательно должен быть сертификат, подтверждающий специальную подготовку и владение заявленной методикой.
В развивающей студии педагог не должен ограничивать двигательную активность детей, требовать от них результатов. Ведь сюда ходят не учиться, а играть, а смысл игры – в самом процессе, а не в мифических достижениях.
Очень важно, как педагог общается с детьми. Конечно, недопустимо, чтобы на детей кричали, но и притворно-слащавый тон (весьма нередко встречающийся в подобных заведениях) ничуть не лучше. Ведь фальшь маленькие дети чувствуют мгновенно. Уточните также, каковы взгляды педагога на воспитание детей и совпадают ли они с вашей, родительской, позицией. Если педагог не понравился, доверьтесь интуиции и найдите другую студию.