Posted 7 сентября 2008,, 20:00

Published 7 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:45

Updated 8 марта, 07:45

Игра по правилам

Игра по правилам

7 сентября 2008, 20:00
Психологи считают, что игры – зеркало душевного мира ребенка. Заглянув в него, можно увидеть отношение малыша к семье, сверстникам, окружающему миру. И тогда станет легче понять страхи, сомнения и самые сокровенные мечты маленького человека.

Ваш сын говорит, что сегодня он пират и у него совершенно нет времени на глупости, ведь через пять минут назначен абордаж, а дочка уже разложила игрушечную посуду на столе и приглашает все семейство отужинать в ее собственном ресторане. Что ж, это нормально, а главное – полезно! Ведь именно в сюжетно-ролевых играх ребенок наиболее полно выражает свои мысли и чувства. Главное для родителей – это научиться играть с ребенком правильно и понимать, что скрывается за простеньким сюжетом. Тогда можно будет извлечь из обычных игровых занятий максимум пользы.

Мама – это я

Если ребенок зовет вас играть в «дочки-матери», вам, с большой долей вероятности, отведут роль «дочки» или «сыночка». Зато теперь у вас есть шанс полюбоваться собственным отражением. Да, вот таким в родительской роли видит вас ваш ребенок. Вы без труда узнаете собственные интонации и любимые выражения. Конечно, реальность будет несколько искажена, но зато станет ясно, как ребенок воспринимает сложившиеся семейные отношения.

Игра в «дочки-матери» дает родителям очень полезную информацию о том, как сын или дочь переживает события, происходящие в семье, кого из родственников он больше всего любит, кого уважает, кого побаивается, а, возможно, кого-то и ненавидит. Только в игре вам откроются истинные чувства, которые ребенок побоится обнаружить в любой другой ситуации.

Здесь задача родителей внимательно наблюдать, анализировать и оценивать. Возможно, какие-то модели поведения членов семьи должны быть серьезно скорректированы. Повлиять на ситуацию можно и с помощью игрового сюжета. Коль скоро вам досталась «детская» роль, покажите на кукольном примере, как должен, по вашему мнению, вести себя ребенок, как нужно реагировать в случае возникновения тех или иных конфликтов.

Садик, школа, кружок

Не менее полезно поучаствовать в игре «детский сад», «школа» или «занятия танцами». Присмотритесь, как ведет себя «учительница» или «воспитательница». Если в игре исполнитель этой роли позволяет себе грубость, окрики или рукоприкладство – это серьезный повод задуматься, какому человеку вы доверяете воспитание своего малыша.

Уже потом, после игры, поговорите с ребенком, не случалось ли в реальной жизни ситуаций вроде той, что вы только что с ним разыграли. Невинный игровой сюжет очень часто несет в себе отпечаток повседневных взаимоотношений и становится серьезным поводом объясниться с персоналом детского учреждения.

Я и мои друзья

Если же по сценарию вам с ребенком достались роли учеников или воспитанников, вы сможете заглянуть в мир детских взаимоотношений. Это позволит узнать, какие проблемы и сложности в нем возникают. Особенно важно обратить внимание на то, каким образом ребенок решает эти сложности. Одни дети уходят от конфликтной ситуации и стараются не обострять отношений, другие выбирают путь агрессии, и тогда, например, становится понятно, почему ваше чадо регулярно приходит домой в разорванной одежде, с синяками и ссадинами.

Разыгрывая предложенную ситуацию, родители могут по ходу дела подсказать и показать модель поведения более сложную, чем пришла бы в голову четырехлетнему или семилетнему ребенку, и помочь найти выход.

Неприятность эту мы переживем

Огромное значение сюжетно-ролевые игры имеют тогда, когда ребенок сталкивается с ситуацией драматического характера. Тут игра помогает нивелировать любые события, которые потрясли или затронули его. Так, например, если ребенок попал в больницу и пережил там неприятные минуты, дома он может взять игровой набор врача и заняться лечением членов своей семьи. Раз за разом, проигрывая пережитое, но уже с ощущением того, что теперь он главный и все у него под контролем, ребенок сможет постепенно забыть и «переболеть» все негативные ощущения, прошлые неприятности.

Хороши ролевые игры и для преодоления детских страхов. В данном случае важно, что особенность данного вида игр в том, что ребенок, по сути, принимает на себя роль сложного психологического содержания, и она не обязательно должна быть положительной. Иногда для преодоления фобий нужно побыть и жутким монстром, и жестоким капитаном Крюком или страшной Бабой-ягой. Если существует некий пугающий персонаж, ребенок может представить себя как на месте этих самых злодеев, так и сразиться с ними с роли супергероя (Питера Пена, Венди или Богатыря). После таких спектаклей, чувство страха слабеет, а иногда и вовсе исчезает.

Задача родителей в данном случае заключается прежде всего в том, чтобы подать идею игры, заметив и оценив существующую проблему. Ну и, разумеется, талантливо отыграть роль, предложенную маленьким режиссером.

Учиться играючи

Участвуя в ролевой игре, можно ненавязчиво привить ребенку новые знания и навыки, расширить его представления об окружающем мире. Именно игровой подход к обучению в дошкольном возрасте дает наилучшие результаты.

Хотите позаниматься с дочкой математикой? Предложите ей устроить застолье для игрушек и выделите для этой цели угощение. Да, радушной хозяюшке придется разделить поровну шесть конфет между тремя куклами и четыре морковки между двумя зайчиками. А заодно подсчитать, сколько тарелок понадобится для всей компании.

Желаете научить основам этикета? Поиграйте в «день рождения». Гостей надо будет вежливо поприветствовать, поблагодарить за подарки, не забыть попрощаться, когда праздник подойдет к концу.

Самые простые игры, вроде «семьи», «магазина», «доктора», «ресторана», прививают детям первые социальные навыки. Ведь необходимо правильно обратиться к продавцу в магазине или официанту в кафе, а официант и продавец должны уметь вежливо и, по существу, ответить клиенту.

Наконец, играя в ролевые игры с родителями, ребенок развивает и собственную коммуникативную составляющую. Ему приходится брать на себя роль ведущего и объяснять взрослым актерам, что от них требуется, растолковывать основную идею игры, обсуждать сюжетные повороты.

И все-таки главное в совместных ролевых играх – это прекрасная возможность для родителей лучше узнать своего ребенка, установить с ним более теплые и доверительные отношения, попробовать общение «на равных».

Правила игры для взрослых

Взрослые должны играть, а не диктовать правила игры. Допустимый максимум активности – подать идею, но быть готовым и к отказу. Режиссером-постановщиком должен быть именно ребенок. В противном случае ему останется лишь наблюдать или подражать взрослым, которые активно показывают, «как правильно играть», и как результат – ребенок пожинает неуверенность в себе и ощущение, что только взрослые умеют все делать действительно хорошо.

На время игры родитель должен сделать над собой усилие и забыть «взрослый» тон. Окрики, одергивания и воспитательные нотации разрушают игровой мир в одно мгновение.

В игре важны интонации и усердие участников: если вы страшный волк – рычите в голос, а коль скоро вас послали в кавалерийскую атаку, стоит учесть, что прогулочным шагом в атаку не идут.

"