Posted 7 сентября 2006,, 20:00

Published 7 сентября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:06

Updated 8 марта, 09:06

Учиться лень

Учиться лень

7 сентября 2006, 20:00
Число 7 издавна считается во всех религиях сакральным, приносящим удачу. Но в последнее время педагоги и медики с тревогой говорят о «синдроме 7 сентября». В День знаний дети приходят в школу бодрыми и веселыми, а уже через неделю выглядят так, будто не отдыхали целых три месяца. Сегодня дети, вернувшиеся к парте, боль

Возвращение в школу после долгих летних каникул можно сравнить со всплытием водолаза после погружения на большую глубину. И в том, и в другом случае требуется неспешная адаптация к привычным, но подзабытым условиям. Психологи считают: срок привыкания ребенка к смене режима дня, к учебным нагрузкам – неделя-полторы, и пока это время не пройдет, учителя и родители должны действовать как никогда слаженно.

Увы, такое случается редко. Для Екатерины Гордеевой, мамы 11-летней Вики, прошедшая неделя стала кромешным ужасом.

«В первый же день у них было семь уроков. Несмотря на то, что Вике предстояли два выходных, она до полуночи просидела с домашним заданием, – говорит Екатерина. – К среде у девочки дико болели плечи и спина от груза учебников, которые пришлось ей носить, от многочасового сидения в одной позе за партой. Массаж хоть как-то помогает справиться с проблемами, которые принесло начало сентября. Но физической усталостью дело не исчерпывается».

Детский психолог Татьяна Муха рассказала «НИ», что «синдром 7 сентября» напрямую связан с тем, как прошла предыдущая неделя. Познавательная потребность еще не успела «проснуться», поэтому на свалившиеся нагрузки организм школьника реагирует естественным отторжением. Татьяна Муха рекомендует мамам и папам смягчить остроту адаптационного процесса увеличением продолжительности прогулок, послеобеденным отдыхом, а еще лучше – сном, правильным питанием. «Если ребенок после школы сам не начинает с вами делиться новостями, не лезьте с расспросами, – советует г-жа Муха. – Должно пройти минимум два часа, чтобы он перестроился. В противном случае дети не смогут отделить школу от дома, как бы «застрянут» в своем учебном состоянии».

«Синдром 7 сентября» не на шутку волнует и учителей. Депутат Московской городской думы Евгений Бунимович говорит, что всему виной слишком длинные каникулы и, как следствие, двойная нагрузка в первой четверти за счет повторения прошлогоднего материала. По мнению депутата и заслуженного учителя РФ, продолжительность летнего отдыха должна быть не больше двух месяцев. С этим согласен и директор Главной столичной гимназии Виктор Фертман: «Школьники у нас не учатся 4 месяца в году. Если сократить каникулы, нагрузка будет распределяться более равномерно. Хотя мы видим, что в первые дни сентября наши ученики устают, мы не делаем им поблажек. По-другому не получается – таких долгих каникул нет ни в одной стране».

«Особенность психологии детей – в высоком уровне инерции, – рассказал «НИ» президент Фонда образования РФ Сергей Комков. – Поэтому в сентябре учителям надо быть очень осторожными в выставлении отметок. Опытные педагоги при полной нагрузке стараются быть снисходительными к оцениванию знаний ученика. Не рекомендуется проводить контрольные работы – куда уместнее тестирование, которое мы так критикуем в качестве финальной оценки знаний. Ввести школьников в учебный процесс помогут игровые задания и викторины».

В общем, самое главное в сентябре – напоминание о лете. Пусть оно продлится хотя бы на пару недель. Зима в России долгая.

"