Posted 8 августа 2019, 08:42
Published 8 августа 2019, 08:42
Modified 7 марта, 15:50
Updated 7 марта, 15:50
Свою очередную передачу в качестве ведущего на Радио Свобода политолог и историк Сергей Медведев посвятил катастрофическому пожару в Сибири, который, кстати, не утихает, а кое-где набирает новую силу. Так на вопрос Медведева о том, почему, к примеру, не горит лес в скандинавских странах, эколог Константин Кобяков ответил:
«Да, практически не горит. Там, безусловно, есть сухие грозы, но люди не жгут лес. Если посмотреть на те же спутниковые снимки, где отображаются точки возгорания, то очень наглядно видна граница между скандинавскими странами и Россией, где много возгораний: с их стороны возгораний нет. Там не то что никто окурок не кинет, там никто и никогда не разводит в лесу костры...»
Сергей Медведев:
«Я часто бываю в Скандинавии и не могу представить, чтобы там горел лес, при том, что по Швеции можно сутки ехать, не выезжая из леса...»
Константин Кобяков:
«Да, в какой-то степени это здешняя культура. У нас есть такая традиция – использование огня. В своё время выжигали лес под поля. Есть такое представление, что после этого там лучше растет трава и меньше клещей, хоть это и неправильно: они существуют. В целом у нас очень легкое отношение к огню: сгорело – вырастет. А в реальности, конечно, вырастет, но не то. Экосистема меняется и, прежде всего, конечно, мы теряем те виды, которые не особенно замечаем: это грибы, лишайники, насекомые, по многим из которых даже нет нормальных научных исследований. А эти виды являются основой всей пищевой пирамиды, ими кормятся более крупные виды. Когда они исчезают полностью или существенно сокращают свое обилие, экосистема необратимо меняется.»
***
«Тяжелая для меня тема, - комментирует Медведев этот разговор. - Мне физически больно при мысли о горящих миллионах гектаров леса и сгорающих заживо зверях и птицах. И это уже навсегда, где был вековой еловый лес, там вырастет ольховый буш. И только не надо это называть природной стихией -- в Скандинавии такая же природа, и ничего не горит. И в огромной Канаде, где такие же недоступные массивы wilderness, горит в 3-4 раза меньше. Стихия у нас одна -- русский человек, который поджигает природу. "По горелому лучше растет" -- девиз и саморазрушительный принцип русской жизни...»